Андрей Рублев иконописец

Андрей Рублев иконописец

Содержание:

Без преувеличения, Андрей Рублев — самый прославленный русский иконописец, на века вперед предопределивший развитие русского искусства. Уже при жизни мастера иконы его письма высоко ценились, а некоторые почитались чудотворными. Это выдающаяся личность России.

Вопрос о годах жизни Андрея Рублева

О жизни Андрея Рублева мы имеем весьма недостаточные сведения. Даже год его рождения исследователи вычисляют, исходя из того, что в «Описании российских святых» (памятнике довольно позднем, составленном на рубеже XVI— XVII веков) говорится, что иконописец умер около 1427 года «в старости велицей». Что считать «старостью велицей»? Семьдесят лет? Восемьдесят? По Псалтири, во всяком случае, так: «Дние лет наших, в нихже седмьсемьдесят лет, то получим в качестве даты его рождения «ок. 1357 года». Счисления осложняются еще и тем, что исследователи с большой долей уверенности приписывают Андрею Рублеву фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (сохранились фрагментарно), созданные весной 1428 года. И полагают, что Рублев, как и его друг и спостник Даниил Черный, скончался осенью 1428 года во время морового поветрия. И, коль скоро причиной их смерти стала эпидемия, то они могли быть не столь уж стары...

Чернец Андрей Рублев

Памятник Андрею Рублеву на Соборной площади Владимира.Остановимся на том, что в энциклопедических изданиях принято называть годом рождения Рублева 1360-й (с неизменным «ок.»). Его родословие неведомо нам, но прозвание «Рублев» производят обыкновенно от «рубеля» — инструмента, употреблявшегося для выколачивания белья и накатки кож. Следовательно, предки Рублева были ремесленниками. Имя «Андрей» иконописец получил в постриге: в летописном свидетельстве о росписи Благовещенского собора Московского Кремля он назван «чернецом». Но где он принял постриг? Доподлинно неизвестно, хотя топографический круг жизни мастера очерчен довольно четко — это, прежде всего, Москва с подгородным Андрониковым монастырем и обитель преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что уже при жизни Рублева иконы его письма чрезвычайно ценились, а сам он славился как «иконописец преизрядный» и «муж, превосходящий всех в мудрости». И уже вскоре после своей кончины иконописец почитался как преподобный, а равно и его товарищ Даниил. Именование их преподобными встречается в источниках XVI—XVII веков. Сохранилось свидетельство Иосифа Волоцкого о высокой жизни обоих. В «Отвещании любозазорным» он говорит о них:

«Толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им божественныя благодати спо-добитися, и токмо в божественную любовь преуспевати, яко никогда же в земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету».

Наследие Андрея Рублева

Вознесение Господне. Одна из икон праздничного чина иконостаса Успенского собора, созданного Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

В 1918 году экспедиция Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, основанной И.Э. Грабарем, обнаружила в Звенигороде три иконы деисисного чина из Успенского собора на Городке. Находка оказалась уникальной: стилистический анализ дал веские основания полагать, что все иконы (Спаситель, Архангел Михаил и апостол Павел) принадлежат кисти Андрея Рублева. Если датировать Звенигородский чин, основываясь на времени росписи и освящения Успенского собора, то получится, что он — самое раннее из дошедших до наших дней произведение Андрея Рублева (ок. 1400 года). Существует и альтернативная датировка Звенигородского чина — ок. 1410 года.

В 1405 году, согласно Троицкой летописи, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев работали над фресками Благовещенского собора Московского Кремля. Фрески эти не сохранились, поскольку ныне существующее здание собора построено в 1480-е годы. Но остались иконы деисисного и праздничного чинов, которые традиционно (традиция повелась с Грабаря) «делят» между Феофаном и Рублевым. Правда, в настоящее время магистральной является версия о том, что иконостас «современного» Благовещенского собора — сборный, составленный после пожара 1547 года.

Та же Троицкая летопись под 1408 годом сообщает, что «мастеры Данило иконник да Андрей Рублев» начали «повеленьем князя великого» обновление росписи Успенского собора во Владимире. Одновременно с фресками создавался иконостас, в XVIII веке, в связи с устроением нового иконостаса, проданный в село Васильевское близ Шуи. В 1918— 1920 годах сохранившиеся иконы древнего иконостаса вывезли сотрудники уже упомянутой нами комиссии. Иконостас Успенского собора состоял из трех рядов (деисис, праздничный и пророческий). Это первый многоярусный иконостас с пророческим рядом в истории русского искусства.

Андроников монастырь, где погребен Андрей Рублев. Справа — Спасский собор (1420-е), роспись которого считается последней работой мастера.

В 1420-е годы Андрей Рублев и Даниил Черный руководили росписью новопостроенного каменного собора во имя Троицы Живоначальной в Троице-Сергиевом монастыре. Причем в Житии прп. Никона Радонежского, который тогда настоятельствовал в обители, сообщается, что мастера были не просто призваны им, а «умолены быша».

Фрески в Троицком соборе не сохранились. Но одновременно с ними создавался иконостас, который дошел до наших дней. Увы, потемневший слой олифы на иконах не позволяет судить об их авторстве.

Примерно в это же время Рублев создал свою «Троицу» — прославленный образ, в котором глубина богословского осмысления догмата о Троице сочетается с высочайшим художественным исполнением.

Смерть и канонизация уникального Русского иконописца

Последней работой, приписываемой Рублеву, являются фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Рублев до конца своих дней прожил в Андрониковом монастыре и скончался 29 января 1430 года. В памяти людей он остался самым известным и почитаемым мастером московской школы иконописи. Примерно век спустя после его кончины иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания. Один из церковных соборов постановил:

«писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».

В наши дни в Андрониковом монастыре находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Перед входом стоит памятник великому иконописцу.

Андрей Рублев был канонизирован русской православной церковью в 1988 году как Святой Русский.


Саша Митрахович 24.01.2016 14:01

«Троица» Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева

Одной из самых знаменитых русских икон является «Троица», написанная Андреем Рублевым. В наши дни ее можно увидеть в одном из залов московской Третьяковской галереи.

На своей «Троице» Андрей Рублев изобразил трех ангелов, которые, как рассказывает Библия, явились однажды легендарному родоначальнику еврейского народа Аврааму. Тот принял поначалу их за обычных путников и оказал им гостеприимство. Он пригласил их в свой шатер, где поставил перед ними кувшины с молоком, подносы с маслом, мясом и хлебом. Насытившись, гости предрекли, что у жены Авраама Сарры родится ребенок. Та не поверила, поскольку была уже в преклонных летах, однако вскоре предсказание сбылось. Лишь тогда Авраам понял, что угощал не простых странников, а принимал у себя в людском обличии самого Бога и двух ангелов.

Традиционный библейский сюжет — «Гостеприимство Авраама» — иконописцы писали и до Рублева. Однако именно он создал на этой основе настоящий шедевр. Ко времени написания иконы Рублев был уже признанным мастером. Он создал свою «Троицу» около 1410 года.

Тогда художнику было уже за пятьдесят. Мрачная тема «Страшного суда» превратилась под его кистью в светлый праздник торжества справедливости. Рублев был глубоко убежден, что религия, вера, не должна пугать человека возмездием за его грехи, а взывать лишь к самым светлым сторонам его натуры.

Этот нравственный, человечный взгляд, надежда на светлую жизнь, лучшим образом проявились и в его знаменитой «Троице». В центре картины на столе перед ангелами чаша, ее очертания как бы повторяют плавные контуры боковых фигур. Глаз завораживают сочетания темно-вишневого, голубого и золотистого цветов. Кажется, что эти краски икона взяла у чистого неба, поля со спелой пшеницей и осеннего пожара лесов. Три ангела составляют некое таинственное единство. В их образах видны и тихая печаль, и сострадание.

Для того чтобы по достоинству оценить искусство Рублева, следует помнить, в какое сложное для России время он написал свою «Троицу». Князья русских городов вели между собой братоубийственную войну за центральную власть. На Русь накатывали волны разорительных татарских набегов.

Горели избы и храмы. На этом мрачном историческом фоне икона Рублева была символом мечты о мире, где между людьми будет царить заповеданная Христом любовь. Можно сказать, что его «Троица» стала зримым воплощением идеи прекращения междоусобиц и объединения русских князей, идеи, которую высказывал Сергий Радонежский.


Саша Митрахович 27.04.2017 17:07

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...