Архиепископ Лазарь Баранович

Архиепископ Лазарь Баранович

Архиепископ Лазарь Баранович родился в первой четверти XVII столетия (в справочниках иногда встречается в качестве года его рождения 1616 или 1620 год; другие исследователи склоняются к тому, что он появился на свет еще раньше), образование получал в Киеве, а затем в польских коллегиях.

В 1640-х годах мы уже видим будущего архиерея в Киево-Могилянской коллегии в статусе преподавателя, а с 1650 года — ректора и настоятеля Братского монастыря. В 1651 году Лазарь оставил преподавание и административную деятельность, несколько лет проведя в монастырях в сане игумена. В 1657 году, снабженный письмами Хмельницкого и Выговского, он отправился в Яссы (Молдавия), где митрополит Гедеон хиротонисал его во епископа Черниговского. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) не мог вследствие тяжелой болезни совершить хиротонию, но дал Лазарю отменную характеристику:

«Обрете мужа благочестива, — писал он о нем, — и всяческими от Бога добродетельными нравы и целомудрием украшена, во иноческом житии от юности совершение воспитанна господина отца Лазаря Барановича, ректора киевского, святей православной Церкви многа блага соделавша; сего, глаголю, мужа святым и благоподобным обычаем церковным, по преданию апостолов и богоносных отец, на престоле святейшия поимененыя черниговския церкви благословили».

Политик

Надобно отметить, что в описываемое время был еще жив Зосима (Прокопович), предместник владыки Лазаря на Черниговской кафедре. Он скончался только в 1659 году. Но подобные случаи не казались диковинными в атмосфере общественной и церковной смуты.

В том же 1657 году, когда совершилось поставление Лазаря на Черниговскую кафедру, митрополит Киевский Сильвестр умер, и преемником его стал Дионисий (Балабан), настроенный пропольски. В то же время Москва хотела, чтобы Киевская митрополия признала свою зависимость от Московского Патриархата. Высшее духовенство — ив том числе Лазарь — с осторожностью относилось к этому желанию москвичей. Черниговская епархия во все время правления владыки Лазаря сохраняла подчинение Константинопольскому Патриархату, однако умное поведение архипастыря не давало Москве повода усомниться в его политической лояльности. Впрочем, политически он действительно был лоялен. Гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко он писал:

«Лучше бы было, аще бы ся Россия не делила, но под единым православным монархом была...»

Администратор

По прибытии своем в Чернигов Лазарь застал, как пишет свт. Филарет (Гумилевский), «все отрасли епархиального управления в совершенном расстройстве от непрерывных смут и потрясений». Поначалу владыка даже не мог найти в Чернигове места, где поселиться, и оставался до 1672 года в новгород-северском Спасском монастыре.

В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» (1861) деятельности владыки Лазаря дана высокая оценка:

«В продолжительное святительство свое архиепископ Лазарь привел епархию свою, дотоле расстроенную, в цветущее состояние во всех отношениях. В пределах епархии довольно было иноческих обителей и до него, но одни из них обращены были в римские кляшторы, другие оставались в большем или меньшем запустении. Деятельный архипастырь возвратил отнятое насилием папизма православию, ввел в древние обители древний чин и приличное благолепие. Пример ревности его к иноческому совершенству одушевлял и мирян усердием приносить возможные пожертвования обителям и даже устроять новые».

Пастырь

Важно отметить и умение архиепископа Лазаря окружить себя достойными людьми. Таков был, например, приглашенный им в настоятели Елецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Голятовский). Таков был свт. Феодосий (Углицкий), приуготовленный владыкой Лазарем себе в преемники.

По большей части все близкое окружение архиерея было пришлым. И то сказать — черниговское духовенство в то время находилось не в лучшей форме, поголовно нищее, забитое, необразованное. И сложнее всего было преодолеть именно последнее обстоятельство. Но Лазарь не жалел сил: завел типографию, славяно-латинскую школу, всячески понуждал священников к изучению искусства гомилетики и регулярному произнесению проповедей.

Сам архиепископ Черниговский считался в свое время блестящим проповедником и автором духовных сочинений. Сборники проповедей владыки (такие, как «Меч духовный» и «Трубы словес») неоднократно переиздавались в конце XVII столетия. Писал он и стихи.

Скончался архипастырь 3 сентября 1693 года и был погребен в тогдашнем кафедральном соборе (Борисоглебском) за левым клиросом.

Выдающиеся личности Украины.


Саша Митрахович 07.09.2017 07:50

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...