Архитектура Богоявленского собора в Елохово

Архитектура Богоявленского собора в Елохово
Высота Богоявленского собора от фундамента до креста на куполе — 56 метров. Огромный храм (его площадь составляет 1164 квадратных метра!) может одновременно вместить три тысячи молящихся. Пятиярусный иконостас имеет в высоту 18 метров. Главный престол освящен в честь Богоявления Господня. Помимо этого, храм имеет два придела: северный — во имя Николая Чудотворца, и южный — Благовещенский. При соборе есть крестильный храм Василия Блаженного.

Елоховский Богоявленский собор — торжество позднего классицизма. Даже маленькие приходские храмы в стиле ампир смотрятся внушительными памятниками, а творение Тюрина просто грандиозно, архитектор сознательно пошел на утяжеление пропорций здания именно для придания ему максимальной торжественности.

Массивный основной объем оживлен богатым остеклением; при этом декоративное оформление стен лаконично до скупости. Автору явно хотелось не привлекать излишнего внимания к тяжелому «кубу» и перенести зрительный центр композиции вверх — на купола. Главный купол установлен на мощной световой ротонде, украшенной сдвоенными колоннами, которые полностью закрывают простенки между широкими окнами. На этом куполе помещена малая ротонда-«фонарик».

Прием, «подсмотренный» архитектором у зодчих итальянского Возрождения, подвергается художественному переосмыслению: Тюрину удалось зрительно облегчить немаленькое сооружение — не в последнюю очередь благодаря вертикально развитой форме купола и тому факту, что верх собора значительно превышает по высоте основной объем.

Четыре боковых ротонды с малыми куполами несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку — следуя русским традициям храмового зодчества, Тюрин сохраняет пятиглавие. Верх храма при этом принял пирамидальную форму, что отвечает общему замыслу вертикальной устремленности Елоховского Богоявленского собора.

Современная позолота куполов, конечно, делает храм ярким и торжественным, однако это, увы, искажение его исторического облика. С точки зрения художественных традиций классицизма, позолотить купола считалось едва ли не архитектурным нонсенсом (исключения, конечно, встречались — тот же Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, но исключения, как известно, только подтверждают правила). Изначально купола были покрыты темным металлом — сочетание голубого колера стен с серыми или почти черными куполами вполне характерно для ампира. Золото появилось уже в постсоветские годы — как знак отличия кафедрального собора и дань вкусам новейшего времени.

Завершение колокольни Елоховского собора

Завершение колокольни Стройная четырехъярусная колокольня полностью гармонирует с храмом, чего не всегда удавалось достичь архитекторам, которые вынуждены были пристраивать новые колокольни к уже существующим церквям; в данном случае обе части здания — современники, что, без сомнения, облегчило Тюрину задачу сохранения единой стилистики. И только, может быть, более старинная трапезная несколько выделяется из общего архитектурного контекста — но это способен различить лишь опытный глаз.

Решение, успешно отработанное в эпоху господства классицизма. Колонны и пилястры подчеркивают устремленность сооружения вверх. В люкарнах установлены часы, циферблаты которых выходят на четыре стороны света.

Купола

КуполаСочетание мощных купольных ротонд, характерных для итальянских базилик, с традиционным в России пятиглавием создало новый облик православного храма. Эти формы неоднократно (и с переменным успехом) копировались при строительстве соборных церквей в уездных городах России; но уже вскоре классицизм уступил место «русскому стилю», который на долгое время стал «официальным» в храмовой архитектуре.

Трапезная

ТрапезнаяТрапезная сохранилась от древнейшей церкви Богоявления — предшественницы нынешнего собора. Если присмотреться, видны стилистические различия в декоре, характерном в данном случае не столько для ампира, сколько для барокко (оформление карнизов и углов здания, более богатые наличники и тому подобное).

Настенные иконы

Настенные иконыЗавершение трапезной собора украшено настенными иконами. В центре — Иисус Христос, по бокам от него — Богородица и Иоанн Предтеча. Сейчас трудно поверить в это, но в старину иные неграмотные люди считали именно их —Святой Троицей. Борьбу с этим заблуждением, в частности, вел Патриарх Никон.


Саша Митрахович 18.02.2017 11:48

Читать следующую статью

Интерьер Богоявленского собора Елохово

Читать предыдущую статью

Колокола Богоявленского Елоховского собора

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...