Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля

Первый деревянный Благовещенский собор Казанского кремля возвели при прямом участии царя Ивана Грозного всего за два дня — скорость просто невероятная! Случилось это сразу после взятия Казани Русским войском - 4 октября 1552 года. Ворвавшись в город, русские разрушили всё что было связано с мусульманством и на руинах возвели первую православную церковь Казани.

Уже в 1556 году состоялась закладка каменного Благовещенского собора. Работы велись под руководством того самого Постника Яковлева, строителя собора Василия Блаженного в Москве. В качестве образца предлагалось равняться на Успенский собор Московского Кремля — тем самым определялось значение нового соборного храма для покоренных земель. Камень добывался на противоположном берегу Волги.

В 1562 году собор был готов, и 15 августа архиепископ Гурий освятил Благовещенский собор Казанского кремля.


Саша Митрахович 08.03.2017 08:32

Архитектура Благовещенского собора Казани

Архитектура Благовещенского собора Казани

Архитектура Благовещенского собора Казани производит противоречивое впечатление. Здание кажется непропорциональным и перегруженным, нелепо вытянувшимся с востока на запад — с как бы оттопыренными придельными «рукавами».

Очень трудно в наши дни определить его прототип — чтобы вспомнить об Успенском соборе Московского Кремля, нужно зайти внутрь, в основной четверик с массивными круглыми столпами, или рассматривать собор со стороны алтарных апсид, где древняя кладка и структура восточной стены многое объясняет и с ходу погружает в атмосферу полутысячелетней давности.

Уже в конце XVIII века Благовещенский кафедральный собор перестал вмещать всех желающих; исполнять роль центрального храма крупнейшей русской епархии ему стало затруднительно, встал вопрос — разобрать старый собор и возвести на его месте новый или реконструировать его, понимая, что всякая кардинальная перестройка исказит его облик и станет мишенью для острой критики? Тогдашние специалисты склонялись к первому варианту, и тут понадобилась твердая воля императора России Николая I, предотвратившего уничтожение древней святыни.

Если быть внимательным, то трудно не заметить «фирменные» черты той архитектуры, великим мастером которой был гениальный Постник Яковлев. Над крышей боковых приделов и с запада от них хорошо определяется строгое членение лишенных декоративных излишеств фасадов лопатками, сами стены имеют килевидные завершения с позакомарным покрытием. Три апсиды основного объема и барабаны глав украшены аркатурными поясами, а вверху центральной апсиды идет полоса типично псковского орнамента, перекликающаяся с такой же полосой на барабане центральной главы, — все это отсылает нас напрямую в средневековый Псков с его уникальными памятниками храмовой архитектуры. И сочетание этих элементов с «функциональными» формами трапезной XIX столетия уже не режет глаз, а даже приобретает некоторую, если можно так выразиться, пикантность.


Саша Митрахович 08.03.2017 08:55

Интерьер Благовещенского собора Казани

Интерьер Благовещенского собора Казани

Интерьер Благовещенского собора Казани распадается на несколько самостоятельных частей, вместе образующих единый комплекс. Входящий в собор через главный вход попадает в вытянутую с запада на восток двухсветную трапезную, пристроенную к основному храму в 1840-х годах. По ее периметру тянутся хоры, лестница на которые расположена у западной стены. Своды трапезной поддерживаются двумя арками во всю длину помещения. От основного соборного четверика трапезную отделяет трехарочный пролет; центральная арка больше боковых.

Главный объем представляет собой прямоугольный в плане крестово-купольный трехапсидный храм с шестью круглыми массивными столпами и венчающими его пятью барабанами с главами. Любопытно, что переход к центральному куполу устроен с использованием тромпов, а нетрадиционных в тогдашней русской храмовой архитектуре парусов. Тромпы (сводчатая конструкция в форме части конуса) по преимуществу применялись в восточной архитектуре; некоторые исследователи видят здесь вполне определенное влияние, которому подверглись русские мастера, попавшие в новую для них культурную среду.

Нынешний пол в соборе относится к началу XX столетия, его выложили узорчатой керамической плиткой в ходе реконструкции 1906—1909 годов.

Из основного храма арочные проемы ведут в приделы, возведенные в 1840-х годах, одновременно с трапезной: северный (левый) — во имя святителя Гурия, южный (правый) — во имя святых князей Бориса и Глеба. Приделы имеют и внешние входы — с улицы.

В подклете собора в последние десятилетия перед революцией находился храм Всех Святых с архиерейскими захоронениями; предполагается, что здесь вскоре откроется Музей православной культуры.

Вероятнее всего, Благовещенский собор впервые был расписан фресками в XVII столетии. Многочисленные пожары погубили эти росписи, не однажды возобновлявшиеся. Однако чудесным образом сохранилось несколько фрагментов первоначальных фресок — их открыли и восстановили уже в новейшее время. Остальные росписи относятся к XIX столетию.

В 1870 году в соборе работала артель известного иконописца Н.Л. Сафонова (или: Софонова) из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Программу росписей подготовил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров), занимавший Казанскую кафедру с 1866 по 1879 год. Он был известным духовным писателем и богословом, по его учебнику догматического богословия учились даже в далекой Греции.

Фрески в трапезной иллюстрируют местную священную историю: обретение и прославление Казанской иконы Божией Матери, поставление Гурия во архиепископы Казанские митрополитом Макарием, обретение митрополитом Гермогеном мощей святителей Гурия и Варсонофия. Часть фресок была утеряна в советскую эпоху, но то, что основной их массив сохранился, можно считать чудом, — в немалой степени этому поспособствовало специфическое «хозяйственное» использование собора: условия работы республиканского архива создали щадящий режим для настенной живописи.

На рубеже XX —XXI веков живопись была приведена в порядок, и ныне собор изнутри выглядит очень нарядно.


Саша Митрахович 08.03.2017 09:07

Казанский Благовещенский собор богослужения контакты как добраться расположение на карте

Казанский Благовещенский собор богослужения контакты как добраться расположение на карте

Благовещенский собор Казанского кремля входит в состав Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

Богослужения в Казанском Благовещенском соборе:

  • по четвергам, в 16:00, — молебен с акафистом святителю Гурию, архиепископу Казанскому и Свияжскому, чудотворцу
  • по субботам, в 16:00, — всенощное бдение
  • по воскресенья, в 8:30, — литургия

Порядок богослужений советуем уточнять на сайте собора.

Контакты Благовещенского собора Казани:

  • Адрес; 420014, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, а/я 25
  • Телефон: +7 (843) 567-80-79, 567-80-31
  • Телефон музея: + 7 (843) 567-80-73
  • Официальный сайт Благовещенского собора: www.blagsobor.ru
  • Официальный сайт Музея-заповедника «Казанский кремль»: www.kazan-kremlin.ru

Как добраться самостоятельно в Благовещенский собор:

Казань — столица Республики Татарстан, ее связывает авиационное, железнодорожное и автобусное сообщение со всеми крупными городами России.

Из Москвы в Казань ведет федеральная трасса М-7 —через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары; расстояние — чуть больше 8оо километров.

В самой Казани кремль, в котором находится Благовещенский собор, найти не составит труда; рядом с кремлевской Спасской башней — станция метро «Кремлевская».

Расположение Благовещенского собора на карте Казани:


Саша Митрахович 08.03.2017 09:17

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...