Блаженная Матрона Анемнясевская

Блаженная Матрона Анемнясевская

Блаженная Матрона Анемнясевская похоронена на Владыкинском кладбище. К сожалению, могила ее неизвестна (большую часть кладбища уничтожили в 1960—1970-е годы), но память о ней во Владыкине хранят самую светлую и благодарную.


В 1936 году на Владыкинском кладбище была похоронена Матрена Григорьевна Белякова, в народе известная как Блаженная Матрона Анемнясевская, последние месяцы своей многострадальной жизни проведшая неподалеку, в Доме хроников имени Радищева. Вытерпеть на пути от крещальной купели до могилы ей действительно пришлось немало.

Детство Матроны Анемнясевской

Блаженная Матрона Анемнясевская родилась в 1864 году в крестьянской семье (деревня Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии) в бедной крестьянской семье. Уже в детстве ей довелось испытать немало скорбей — нужда настолько задавила родителей святой, что, кажется, совершенно озлобила их сердца. Родители не любили ее, били смертным боем.

После перенесенной в семилетием возрасте оспы девочка ослепла. Но это было только начало ее бед. Когда ей шел одиннадцатый год, случилось нечто гораздо худшее. Матроне Анемнясевской, несмотря на ее слепоту, родители вменили в обязанность уход за младшими детьми, и однажды она уронила сестру с крыльца, за что вынесла жестокие побои от матери. В этот момент она трижды удостоилась видения Божией Матери, о чем сообщила родительнице — но та продолжала избивать дочь. После этого девочка слегла и больше уже никогда не вставала.

Более того — с этого времени она перестала расти, так и оставшись на всю свою жизнь в теле десятилетнего ребенка (ростом 90 сантиметров). Единственное, что ей оставалось доступно, — это самостоятельно переворачиваться с боку на бок и шевелить руками.

Духовные дары блаженной Матроны Анемнясевской

До семнадцати лет она лежала в родительском доме, беззлобно перенося попреки и обиды. Утешение находила лишь в молитве (в первый раз Божия Матерь явилась ей еще тогда, когда мать била ее за упавшую сестрицу), и вскоре ее стали посещать жители окрестных деревень, замечая, что молитвы Матреши быстрее доходят до Бога, чем их собственные.

Односельчане Матреши, видя, с каким великим терпением и молитвенным усердием она переносит дарованные ей скорби, прониклись к ней любовью и даже некоторым благоговением.

Однажды наведался к ней крестьянин-пильщик и сказал: «Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя...» Блаженная исполнила просьбу гостя, и хворь тут же оставила его. Пошла широкая молва, и с тех пор к ней стали ходить люди со своими скорбями, и чем дальше, тем больше (говорят, что в последние земные годы святой ее иногда посещало до ста человек в день — причем некоторые преодолевали согни верст, чтобы поговорить с нею), — и многие из них по Матрешиной молитве получали избавление от нужд и болезней.

Разумеется, почитатели оставляли пожертвования, но, покуда святая жила у родителей, всё у нее отбирал отец, тратя деньги на водку. Вскоре родители померли, и Матреша перебралась к сестре, где скорбей у нее не убавилось, — ближайшие родственники видели в ней лишь неплохой источник дохода.

Матрена Анемнясевская после смерти родителей

Позже ее взял к себе племянник Матвей Сергеевич, человек добрый и богобоязненный, но не имевший влияния на свое семейство, которое рассматривало бездвижную «жиличку» лишь как некое неудобство и... дохода. Дело осложнялось тем, что детей Матвея Сергеевича сверстники дразнили тем, что в доме у них обитает столь необычная калека, а те, по детскому неразумию, переносили эти насмешки и собственную неприязнь на блаженную Матрону.

Летом Матрешу выносили в холодные сени, где она лежала, пока стужа не делалась уже совсем невыносимой. Приходившие к блаженной богомольцы удивлялись такому ее положению в доме родных, пытались посильно помочь ей, но ее саму, кажется, внешние условия жизни совсем не занимали, а после 1933 года она совсем перестала обращать внимание на житейские обстоятельства. Что-то произошло, неуловимое для стороннего наблюдателя, после чего она стала готовиться к смерти.

Откуда она знала столько молитв, акафистов и церковных песнопений, исполняя последние с абсолютной правильностью?! Сама Матрена на подобные вопросы отвечала так: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью». Это свидетельствует о неординарных способностях ее памяти. Но и вообще, всякому человеку, чье сознание не исказили новомодные материалистические теории, было ясно — в этом детском теле живет дух великой подвижницы.

Матрена Анемнясевская истово постилась, накладывая на себя ограничения паче церковных, — мясо она исключила из своего рациона в семнадцать лет, после того как в ней открылись неведомые обычным людям духовные способности. Причащаться святая старалась как можно чаще — по крайней мере, не реже одного раза в месяц. Для этого к ней приезжал приходской батюшка.

Навещавшие Матрону монахини, которых она очень любила, подробно рассказывали ей о своих паломничествах, — из этих рассказов блаженная составила представление о знаменитых русских обителях, из коих особенно выделяла Саровский и Дивеевский монастыри. Многим из тех, кто приходил к ней с разговором, она советовала непременно посетить Дивеево и Сэров, приложиться к тамошним святыням.

Матрона Анемнясевская в советское время

Богоборцы, захватившие власть в России в 1917 году, рассматривали Матрешу как своего идеологического врага и всячески старались отравить ей жизнь. Особенно усилились нападки с начала 1930-х годов, когда началась коллективизация. Блаженная Матрона Анемнясевская, судя по всему, провидела свою близкую смерть — примерно с 1933 года она как будто совершенно перестала интересоваться земными делами, оживляясь, лишь когда беседа касалась жизни вечной.

Блаженная Матрона Анемнясевская. Фотография 1933 года.В 1935 году карательные органы арестовали десятерых человек по «делу попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой», однако саму блаженную некоторое время трогать не решались. В конце концов, придумали расправиться с нею руками односельчан. Собрали колхозное собрание, которому предложили принять постановление об «изъятии» Матрены Григорьевны Беляковой как «вредного элемента». Из трехсот сельчан постановление это подписали лишь 24 человека, в основном это были молодые активисты, которым большевистский агитпроп уже основательно промыл мозги. Сельсовет при этом дал характеристику «на Белякову М. Г.», в которой, помимо прочего, говорилось: «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по сельсовету задерживается ход коллективизации».

«Изымать» Матрешу пришлось самому председателю — остальные отказались принимать участие в богопротивном деле. Перед смертью этот человек, — а умирал он очень тяжело, — позвав священника, искренне раскаялся в своем грехе. Святую Матрону увезли в Касимов, оттуда — в Рязань, а оттуда, по некоторым сведениям, — в Москву, в Бутырскую тюрьму. Но ненадолго — уже умиравшую, ее поместили в Дом хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Там она и окончила свой земной путь 29 июля 1936 года. Погребли ее, вероятнее всего, здесь же, на Владыкинском кладбище, большая часть которого была уничтожена в 1960—1970-е годы. Затерялась и могила блаженной Матроны Анемнясевской, — в 1999 году она была прославлена как местночтимая святая; год спустя ее канонизировали для общецерковного почитания.


Саша Митрахович 15.11.2017 08:02

«Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой»

«Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой»

На фото: Бутырская тюрьма, где, согласно ряду косвенных свидетельств, блаженная Матрона провела некоторое время после ее «изъятия» из Анемнясева.

Основные сведения о блаженной Матроне Анемнясевской мы почерпаем из жития святой, составленного в 1930-х годах священномучеником Николаем Правдолюбовым, служившим в Касимове. Батюшка специально в 1933 году приезжал в Анемнясево, с блаженной Матроной тогда у него состоялась долгая и доверительная беседа. Услышанное легло в основу созданного отцом Николаем вместе с его братом Владимиром жизнеописания святой.

Кроме того, братья составили еще два жизнеописания — местночтимых подвижников царевича Иакова и Петра Отшельника. Тексты эти разошлись по Касимову и, после доноса, послужили поводом к открытию летом 1935 года «дела попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» и аресту Владимира Анатольевича и отца Николая. И не только их — всего в тюрьме по этому делу оказались десять человек была отправлена в Москву и блаженная Матрона. Арестованные держались мужественно — никто не оговорил другого, особенно же упорно все отстаивали светлый образ блаженной Матроны Анемнясевской. Вызываемые по делу свидетели вели себя не менее храбро.

Владимир Анатольевич и отец Николай были расстреляны в лагере; отец Сергий вернулся из заключения совершенно больным и умер в 1950 году; все трое канонизированы Русской Церковью.

А жизнеописание блаженной Матроны чудом сохранилось в Архиве ФСБ — в 1990-х годах его выдали настоятелю московского Троицкого храма в Троицком-Голенищеве протоиерею Сергию Правдолюбову, внуку священноисповедника Сергия Правдолюбова. Его заботами и под его редакцией оно было издано в 1999 году.


Саша Митрахович 15.05.2018 07:39

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...