Достопримечательности Нотр-Дам

Достопримечательности Нотр-Дам

Достопримечательности Нотр-Дам исчисляются десятками, осветить их все в одном формате сложно.

Самые главные, основные достопримечательности Собора Парижской Богоматери выделены в отдельную статью.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:01

Апсида — Chevet

Апсида — Chevet

С набережной Турнель открывается восхитительный вид на апсиду знаменитого собора Нотр-Дам де Пари в Париже, с её необычными подпорными арками и серо-зелёным сводом. Она расположена на восточной стороне этого величественного сооружения, символизируя собой восход солнца Воскресения, которое никогда не заходит.

По традиции, в церквях апсидная сторона служит для того, чтобы собирать воедино внутренние ритмические потоки и высшую божественную энергию космоса. Собору Парижской богоматери она придаёт свой особенный таинственный смысл, передаваемый изящным движением воздушных подпорных арок, которые, отделяясь от стен здания в верхней части окон на уровне капелл и бросаясь в пустоту, словно соединяют небеса с землёй. Тем самым, создаётся впечатление присутствия Бога среди людей. Первоначальные арки апсиды были заменены во время реставрационных работ по эскизам мастера Жана Рави. Их размер достигает 15-ти метров.

Прогуливаясь вдоль южной стороны Нотр-Дам де Пари, можно наслаждаться роскошным видом собора, сохранившимся с XIX века. Раньше на этом месте находился дворец архиепископа, который был снесён во время беспорядков в 1831 году вместе с казной и ризницей. Дворец решили не восстанавливать.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:06

Часовня рыцарей Гроба Господня в соборе Парижской Богоматери

Часовня рыцарей Гроба Господня в соборе Парижской Богоматери

В самом сердце собора Нотр-Дам находится Часовня рыцарей Гроба Господня, которая официально была открыта 6 марта 2009 года. Церемонию возглавил монсеньор Туаль, Патриарх Латинский из Иерусалима. Реставрация часовни проходила в соответствии с пожеланиями кардинала Люстиже и его преемника, кардинала Вен-Труа.

В этих стенах, в современном реликварии из красного стекла, лежит самое драгоценное сокровище Нотр-Дама – святой терновый венец Христа, завёрнутый в пурпурную мантию. Священный венец являет собой пучок сплетённых терновых веток без шипов, которые еще в древние времена разобрали по различным храмам и монастырям, с дополнительно вплетёнными в него несколькими веточками ароматического растения зизифуса. Он заключён в хрустальном кольце, имеющем золотую оправу. Невозможно с точностью утверждать, что венец Христа является подлинным, но первые упоминания о нём задокументированы в IV веке.

Большую часть времени святой венец находится в специальном хранилище и не выставляется. Для поклонения верующих его торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и на Великую пятницу. В церемонии принимают участие рыцари Гроба Господня.

Позади реликвария на алтаре установлена статуя Богоматери семи скорбей, которая держит в своих руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову её сына.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:08

Часовня пресвятых даров собора Нотр-Дам

Часовня пресвятых даров собора Нотр-Дам

Рядом с Часовней рыцарей Гроба Господня, в оси нефа, находится ещё одна необычная капелла. Она называется Часовня пресвятых даров и посвящена матери Иисуса Христа, что часто встречается в церквях эпохи Микеланджело.

Её строительство началось в 1296 году по инициативе епископа парижского Саймона Матиаса де Буше. Эта часовня ещё известна под именем «Богоматери семи скорбей». Она служит для медитаций и сакральных молитв священного таинства. На правой стене можно увидеть старинную фреску XIV века, на которой изображена девушка, принимающая свою душу в присутствии Святого Дени и Святого Никеза, являющегося покровителем часовни.

На алтаре часовни, увенчанным статуей Девы Марии, в течение всего дня выставлены Святые Дары, то есть хлеб, ставший телом Христовым, символизируя присутствие самого Бога. Адорация или поклонение Святым Дарам широко распространено в традициях Католической Церкви. Люди приходят сюда поодиночке или группами, для того чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:12

Пьета — Pietà в Нотр-Дам де Пари

Пьета — Pietà в Нотр-Дам де Пари

В глубине собора Парижской Богоматери на самом видном месте центрального нефа расположился алтарь. За ним на небольшом отдалении предстаёт знаменитая «Пьета» – скульптурная композиция творения Николя Кусту. У её подножия резной цоколь, выполненный Франсуа Жирардоном.

В центре изображена Дева Мария, удерживающая на руках своего мёртвого сына, которого только что сняли с креста. Взгляд богоматери обращён не на бездыханное тело Иисуса, а к небесам. Её лик выражает глубочайшую печаль и, в то же время, надежду на воскрешение Христа, обещанное ей свыше.

По сторонам от Девы Марии расположены изваяния двух монархов: правое – Людовика XIII (скульптор Николя Кусту) и левое – Людовика XIV (скульптор Антуан Куазевокс). При этом Король Людовик XIII как бы предлагает матери Христа свою корону и скипетр, а его сын Луи XIV склонился в молитве.

Этот необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: венец терновый, гвозди, губку с уксусом, бич, пику и табличку INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский).

Предыстория появления статуй также заслуживает внимания. Страстно желая долгожданного рождения своего будущего наследника, Людовик XIII дал обет приукрасить алтарь и Пьету, если господь пошлёт ему сына.

Его мечта сбылась в 1638 году с появлением на свет Людовика XIV, но спустя 5 лет король умер, так до конца не выполнив своего обещания. Его преемнику удалось воплотить в жизнь завещание отца только через 60 лет, когда в результате масштабной реконструкции на смену готическому стилю пришёл барокко.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:29

Амбулаторий (Déambulatoire) в соборе Парижской Богоматери Парижа

Амбулаторий (Déambulatoire) в соборе Парижской Богоматери Парижа

В церковной терминологии «амбулаторием» называется полукруглый обход вдоль алтарной апсиды, которая является завершением центрального нефа. Он выглядит как продолжение боковых нефов, плавно переходящих друг в друга.

В соборе Парижской Богоматери двойной амбулаторий разделён колоннадой и имеет выход в наружные апсидные капеллы (часовни). Всего их пять, и они лучами расходятся вокруг алтарного выступа, образуя «венец капелл». Все они имеют посвящение разным святым и украшены прекрасными изваяниями и витражами, которые являются настоящими произведениями искусства. В них также находятся мавзолеи, гробницы и надгробные монументы многих выдающихся религиозных деятелей и прочих известных личностей. К примеру, возле восточной стены начальной апсидной часовни, посвященной Святому Гийому (Вильгельму), размещается мавзолей графа Анри Клода д’Аркура (1704-1769), служившим генерал-лейтенантом в королевской армии. Скульптурная композиция изображает покойного графа, который, услышав плач коленопреклоненной супруги у своего гроба, приподнимается и, освободившись от савана, протягивает руки к преданной жене.

Но за спиной покойного стоит сама Смерть с песочными часами в руке, показывая графине, что настал и её час. Весь образ графини выражает страстное желание немедленно воссоединиться с возлюбленным супругом.

Этот архитектурный ансамбль был построен в конце XIII – начале XIV веков. В ходе полномасштабной реставрации собора Нотр-Дам де Пари, которую в XIX веке возглавлял знаменитый парижский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, всё пространство амбулатория было оформлено с использованием оригинальной настенной росписи, воссозданной с удивительной исторической точностью. Именно поэтому, здесь царит необыкновенно одухотворённая и восторженная атмосфера.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:31

Алтарь (Choeur) собора Парижской Богоматери

Алтарь (Choeur) собора Парижской Богоматери

В самом сердце центрального нефа собора Парижской Богоматери находится необычный средневековый алтарь. По обеим сторонам от него расположены удивительнейшие резные сцены, запечатлённые в камне, называемые алтарной преградой. Она появилась в соборе в XIV веке, когда замечательный мастер, предположительно Жан Рави, вытесал из камня изящную перегородку, изолирующую клирос (хоры) от нефа. На преграде последовательно изображаются сцены из Евангелия в скульптурном исполнении. Все картины выполнены в полихромных тонах. В середине XIX века здесь также проводились реставрационные работы под руководством Виолле-ле-Дюка, тогда и произошло обновление цветовой гаммы.

За алтарем на значительном возвышении расположены длинные стрельчатые окна, выложенные цветными витражами XIX века, заменившие первоначальные утраченные мозаики XIII века.

Реконструкция хоров задумывалась ещё при Людовике XIII, как дань благодарности Деве Марии, даровавшей Франции долгожданного наследника Луи XIV в 1638 году. С этого периода каждый год 15-го августа на Успение – главный церковный праздник, посвящённый Марии – крёстный ход торжественно проплывает по улицам Парижа, как напоминание об этом удивительном «королевском обете». Через пять лет после рождения сына, Людовик XIII на смертном одре завещал своему преемнику завершить все обновления алтаря, обещанные монархом.

Вопреки всему, реставрационные работы были, наконец, завершены в 1723 году. На это ушло целых три четверти века. Верхние ряды тогда увенчали деревянные скульптуры, которые, в основном, представляли собой сцены из жизни Девы Марии. Согласно католическому вероисповеданию, Мария считается самым близким человеком к Господу Иисусу Христу среди всех окружавших его. И благодаря этому, воскресший спаситель воссоединился с богоматерью, таким же образом вознёсшейся на небо во всей её славе.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:34

Другие достопримечательности Нотр-Дам

Северная часть преграды — Clôture du choeur nord

Алтарная преграда в северной её части, созданная в конце XIII века, охватывает 14 сцен из Библии, наглядно рассказывающих о рождении и жизни Иисуса Христа до самых его последних дней, за исключением трагических событий, которые случились после Тайной вечери – заключение под стражу, суд, бичевание и распятие Христа. Библейские сцены изображены последовательно, одна за другой, не прерываясь и образуя одно целое.

Clôture du choeur nord

Сюжетная линия начинается с того, что непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее изображается убиение младенцев и бегство в Египет. Выбраны такие сцены из жизни Христа, как встреча младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, истории о том, как молодой Иисус находился в храме среди мудрецов и среди учителей иудейских, Крещение и свадьба в Кане Галилейской. Заключительные эпизоды – вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам в Гефсиманском саду.

Над этими скульптурными композициями на протяжении полувека трудились три мастера – Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Большая часть сцен имеет достоверную временную последовательность, проверенную по четырём Евангелиям. Цветовая гамма алтарной преграды была обновлена в ходе капитальной реставрации в XIX веке.

Южная часть преграды — Clôture du choeur sud

Алтарная преграда в южной её части датируется началом XIV века. Она составлена из девяти библейских сцен, описывающих явления Иисуса Христа после Воскресения из мёртвых. В отличие от сцен, которые представлены на северной преграде, каждый библейский сюжет на южной стороне отчётливо отделён от последующего вертикальной чертой.

Clôture du choeur sud

  • Встреча Христа и Марии Магдалины.
  • Явление Христа жёнам-мироносицам.
  • Встреча Христа с апостолами Иоанном и Петром.
  • Встреча Христа с учениками на дороге в Эммаусе.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на вечере.
  • Явление Христа апостолу Фоме.
  • Встреча Христа с учениками на Тивериадском озере.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее.
  • Встреча Христа с апостолами в Иерусалиме – это последнее явление, завершившееся вознесением Христа на небо.

С 1300 по 1350 годы над созданием этой уникальной скульптурной группы работали Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Цветовая окраска этих картин в камне была впоследствии обновлена реставраторами Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Сокровищница — Trésor

Храмовая сокровищница находится в небольшом здании, пристроенном к собору. Здесь собрана интересная коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь, одежды священников, древние манускрипты и другие сакральные реликвии с XIII по XXI века. Но особенную ценность представляют терновый венец Иисуса Христа и Палатинский крест-реликварий, где под стеклом в нижней части хранится гвоздь, а в верхней – семь частиц Животворящего Креста, на котором был прибит Спаситель. Золотая табличка на греческом языке гласит, что первоначально эти реликвии принадлежали византийскому императору XII века Михаилу Комнину.

Некоторые сокровища выносят для демонстрации публике в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу Великого Поста и в Страстную неделю.

Trésor

Коллекцию реликвий собора Парижской Богоматери начали собирать с самого его возникновения, и к концу XVIII века храмовая сокровищница считалась одной из самых великолепных в Европе. В период Французской революции часть сокровищ была разграблена, но с рассветом Конкордата коллекция была снова восстановлена и пополнена прекрасными реликвиями из сокровищницы Сент-Шапель.

В очередной раз хранилище собора пострадало во время беспорядков 1830 и 1831 годов, и было отреставрировано уже в середине XIX века по проекту Виолле-ле Дюка. Но, несмотря на все трудности, сокровищница Нотр-Дам де Пари сохранила своё первоначальное назначение для хранения ценных предметов, используемых в литургии.

Красная дверь — Porte Rouge

Этот скромный дверной проём на северной стороне хоров называется «Красная дверь», благодаря яркому цвету своих створок. Он был возведён под руководством архитектора Пьера де Монтрея во второй половине XIII века и использовался в качестве прямого прохода между обителью и собором. Красная дверь соединяла монастырь, где жили каноники и хористы собора, для облегчения их доступа в Нотр-дам де Пари. В 2012 году эти врата были восстановлены по инициативе общества охраны исторических памятников Иль-де-Франс.

Porte Rouge

На тимпане над дверью помещена сцена благословления Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.

В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.

Статуя Парижской Богоматери — Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа справа от главного алтаря можно увидеть прекрасную статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью. В собор Нотр-Дам де Пари статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.

Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. В своё настоящее местоположение она была помещена в 1855 году, взамен древней скульптуры Черной Девы, которая считалась чудотворной, но бесследно исчезла в годы революции.

Статуя Парижской Богоматери представляет собой волшебное зрелище. От изваяния исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения этой святой.

Трансепт — Transept

В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания. В Нотр-Даме трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.

Transept

Трансепт собора Парижской Богоматери был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.

Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.

Южное окно-роза — Rose sud

На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы, диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.

Rose sud

Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.

На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.

В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.

Rose sud2

Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.

В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.

Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.

Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.

Портал святого Стефана — Portail Saint-Etienne

На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана. Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.

Portail Saint-Etienne

Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора, стоявшего на месте Нотр-Дам де Пари.

Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.

Северное окно-роза — Rose nord

По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза. Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.

Rose nord

Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.

Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.

Портал «Красных врат» — Portail du Cloître

Портал на северной стороне трансепта носит название «Красных врат». Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.

На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.

Portail du Cloître

На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.

На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.

Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.

Главный алтарь — Autel principal

У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.

Autel principal

По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря Нотр-Дам де Пари расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.

Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.

Боковые нефы — Bas-côtés

Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами, которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.

Bas-côtés

По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:39

Ещё достопримечательности собора

Неф — Nef

Центральный неф в соборе Нотр-Дам де Пари представляет собой вытянутое помещение из десяти пролетов, ограниченное с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от боковых нефов. Своды нефа поднимаются в высоту на 33 метра, а его ширина составляет 12 метров.

В высоту неф собора Парижской Богоматери имеет три уровня:

  • В нижнем ярусе расположились круглые, отшлифованные колонны с капителями в виде искусных венков из листьев аканта.
  • Во втором ярусе расположены арочные проемы, отделяющиеся друг от друга тонкими колоннами.
  • С обеих сторон третьего яруса выстроились ряды вытянутых стрельчатых окон, необходимых для проникновения дневного света.

Благодаря этому, ясно просматривается потолок, сооруженный в виде шестилепесткового каменного свода.

Nef

Внутреннее пространство нефа кажется намного больше, чем в обычной приходской церкви. Создатели собора, тем самым, пытались воссоздать образ небесного Иерусалима, который подробно описывается в Библии. Архитектурные элементы готического стиля добавляют интерьеру утончённости и изящества, создавая ощущение прикосновения к небесам, что не всегда было присуще романской архитектуре более раннего периода.

По обеим сторонам нефа на хорах сохранились резные деревянные скамьи начала XVIII века, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. Они были выполнены специально, как дань, во имя королевского обета Людовика XIII.

Ежедневно здесь на службу собирается большое количество прихожан. Внутри собора царит таинственный полумрак. В ходе масштабной реставрации, для лучшего освещения, были дополнительно проделаны новые окна в боковых стенах нефа.

Большой Орган — Grand orgue

Под западным окном-розой установлен знаменитый орган собора Парижской Богоматери. Он является не только самым большим органом во Франции, но и одним из крупнейших музыкальных инструментов во всём мире. На сегодня орган состоит из 109 регистров и около 7800 труб.

Grand orgue

Впервые орган был установлен в соборе в 1402 году. Для него был специально сконструирован новый корпус в готическом стиле. Поскольку этот инструмент не мог полностью заполнить собой всё обширное пространство собора, в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Тогда же орган приобрёл и свой нынешний корпус в стиле Людовика XVI. В 1860-х годах известный французский строитель органов XIX века Аристид Кавайе-Колль произвёл его полную реконструкцию, и барочный инструмент получил необычное романтическое звучание. В дальнейшем, большой орган ещё несколько раз подвергался различным перестройкам и заменам, но в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а к нему проведён оптоволоконный кабель.

Grand orgue2

Многие известные имена сопровождали этот орган на протяжении веков, среди которых были Перотина, изобретатель полифонической музыки в XIII веке, Кампра, Дакен, Арман-Луи Куперен, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, а в недавнее время Луи Вьерна и Пьер Кошеро. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции.

Послушать звучание большого органа можно совершенно бесплатно каждую неделю во время воскресной мессы.

Западное окно-роза — Rose ouest

Западное окно-роза – это центральный витраж в Нотр-Дам де Пари. Он был создан в 1220 году и является самой старинной розеткой в соборе. Витражная роза кажется огромной, но её диаметр составляет всего 9,6 метров, что делает эту мозаику самой маленькой из трёх розеток собора.

Rose ouest

Гармонично расположенная в центре западного фасада, она состоит из трёх кругов вокруг центрального медальона с изображением Богоматери и младенца Иисуса. В первом поясе от центра размещены двенадцать «малых» пророков, далее следуют 12 сельскохозяйственных работ по сезонам, которым соответствуют 12 знаков зодиака. В верхнем круге на медальонах показано, как двенадцать добродетелей в виде воинов, вооружённых копьями, выступают против двенадцати пороков.

До наших дней большая часть подлинных фрагментов мозаики западного окна не сохранилась, а сам витраж был практически полностью изменён Виолле-ле-Дюком в XIX веке. В полной мере рассмотреть розетку на окне также не получится, так как её частично закрывает большой орган.

Западный Фасад — Façade occidentale

Строительство этого фасада началось при епископе Эде де Сюлли в 1200 году третьим по счёту архитектором, трудившимся над возведением собора Нотр-Дам де Пари. Эту работу продолжили его преемники, в частности, Гийом д’Овернь, а после 1220 года строительство продолжил уже четвёртый архитектор. Северная башня была завершена в 1240 году, а Южная башня – в 1250 году.

Западный фасад является воплощением величия, простоты и гармонии. Его сила и мощь основывается на взаимосвязи между вертикальными и горизонтальными линиями. Четыре мощных контрфорса устремляются к вершинам башен, вознося их к небесам. Их символический смысл в том, что этот храм посвящён Богу. А две широкие горизонтальные полосы как будто возвращают здание обратно на нашу бренную землю, являясь доказательством того, что этот кафедральный собор принадлежит также и людям.

Впечатляют и размеры западного фасада: 41 метр – в ширину, 43 метра – до основания башен, 63 метра – до верхней части башен.

Façade occidentale

В центре, рядом с Галереей Девы, находится большая роза диаметром 9,6 метров, созданная в 1225 году, которая образует собой нимб над головой статуи Девы с младенцем, которая находится в окружении двух ангелов. По обеим сторонам от каменной розы установлены статуи Адама и Евы, которые напоминают нам о первородном грехе. Они были поставлены здесь по инициативе Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Под балюстрадой расположен широкий горизонтальный фриз, называемый Галерея Царей. Здесь представлено 28 фигур иудейских царей, прародителей Христа. Высота каждой фигуры – больше трёх метров. Эта скульптурная композиция указывает на то, что Мария была смертной женщиной, представительницей человеческой расы, и родила Иисуса, который был и человеком и Богом. В период революции 1793 года каменные фигуры были обезглавлены, поэтому реставраторам XIX века пришлось их восстанавливать. Большая часть подлинных сохранившихся голов царей сейчас выставлена в средневековом музее Клюни.

На нижнем уровне фасада расположены три больших портала, которые существенно различаются между собой. Центральный портал известен как Портал Страшного Суда, он выше и шире остальных. Справа от него находится Портал святой Анны, а слева – Портал святой Девы. Створки ворот украшены удивительным узором из кованого железа, а фасадная часть порталов оформлена с изображением множества персонажей. На контрфорсах размещены 4 статуи: на южной стороне – фигура диакона святого Стефана, на северной стороне – епископ Сен-Дени, а по бокам от центрального портала изображены две аллегории – синагога и церковь.

Портал Святой Анны — Portail Sainte-Anne

Южный проход на правой стороне западного фасада называется Порталом святой Анны, она была матерью Девы Марии. Он относится к XIII веку и является самым ранним среди других порталов.

На тимпане, в верхней его части, изображена Мадонна Маэста, восседающая на троне под балдахином. По разным сторонам от неё разместились ангелы и строители храма – епископ Морис де Сюлли и коленопреклонённый король Людовик VII. Эти статуи были созданы для церкви Святой Марии, которая ранее находилась на месте собора, а затем их перенесли на портал Нотр-Дам де Пари. В нижней части тимпана изображены сцены из жития Иоакима и Анны.

Portail Sainte-Anne

На центральном столбе портала между дверьми установлена статуя святого Марселя, парижского епископа в V веке. Святой Марсель был предшественником святой Женевьевы. Эти две фигуры до революции были очень почитаемы среди верующих парижан. Они прославились своими смелыми, изобретательными и эффективными трудами, направленными на благотворительность. К тому же, как и все истинные борцы за справедливость, они были высокодуховными личностями, свято соблюдающими все таинства и молитвы.

Портал Страшного суда — Portail du Jugement

Этот портал был возведён в 1220–1230 годах. Он расположен по центру западного фасада, поражая своим великолепным скульптурным оформлением. Здесь представлен Страшный Суд так, как он описан в Евангелии от Матфея.

В центре тимпана изображён Христос, восседающий на троне во славе, по обеим сторонам от него расположились ангелы с орудиями Страстей и коленопреклонённые фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии, которые молятся за грешников. Под фигурой Христа изображён град небесный – Новый Иерусалим. Справа от него помещены фигуры праведников, возглавляемые архангелом Михаилом с весами для человеческих душ в руках. На другой стороне – черти забирают грешников в Ад. В самой нижней части тимпана показана сцена Воскресения.
Portail du Jugement

На архивольтах изображены разнообразные святые, женщины и мужчины, которые составляют иерархию Сил Небесных. На боковых пилястрах у самих врат расположены фигурки дев, по пять с каждой стороны, олицетворяя «Притчу о десяти девах».

На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, находится ещё одна статуя Христа. Его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. В их подножии, на цоколе портала, в небольших медальонах представлены добродетели и пороки.

Многие статуи, украшавшие Портал Страшного Суда, были уничтожены во время революции и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул западному фасаду его первоначальный облик.

Портал Святой Девы — Portail de la Vierge

Северный портал на левой стороне западного фасада собора Парижской Богоматери носит название Портал Святой Девы. Он украшен статуями XII – XIII веков.

На центральном пилястре установлена фигура Мадонны с младенцем. На тимпане изображены сцены Успения и Коронования Девы Марии.
На одной из скульптурных композиций можно увидеть, как проходило завершение жизненного пути Марии на земле. Термин «успение» в христианском словаре обозначает смерть. Умершие заснут, но в Последний День Христос пробудит их для всеобщего воскресения, как и Господь воскресил его в пасхальное утро. Символизируя связь с Ветхим заветом, у смертного одра Марии расположились двенадцать апостолов, которые возложили Ковчег Завета, где находятся скрижали Завета, которые служат прообразом святой Девы, в ком слово стало плотью.
Portail de la Vierge

Другая сюжетная линия изображает сцену коронации Девы после её воскресения на небеса. Она торжественно восседает на царском троне, а сын Иисус благословляет её, пока ангел возлагает корону на голову Марии.

На боковых пилястрах размещены аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах расположены разнообразные святые и ангелы.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:47

Читать следующую статью

Посещение и экскурсии

Читать предыдущую статью

Легенды Нотр-Дама

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...