Другие достопримечательности Нотр-Дам

Северная часть преграды — Clôture du choeur nord

Алтарная преграда в северной её части, созданная в конце XIII века, охватывает 14 сцен из Библии, наглядно рассказывающих о рождении и жизни Иисуса Христа до самых его последних дней, за исключением трагических событий, которые случились после Тайной вечери – заключение под стражу, суд, бичевание и распятие Христа. Библейские сцены изображены последовательно, одна за другой, не прерываясь и образуя одно целое.

Clôture du choeur nord

Сюжетная линия начинается с того, что непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее изображается убиение младенцев и бегство в Египет. Выбраны такие сцены из жизни Христа, как встреча младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, истории о том, как молодой Иисус находился в храме среди мудрецов и среди учителей иудейских, Крещение и свадьба в Кане Галилейской. Заключительные эпизоды – вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам в Гефсиманском саду.

Над этими скульптурными композициями на протяжении полувека трудились три мастера – Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Большая часть сцен имеет достоверную временную последовательность, проверенную по четырём Евангелиям. Цветовая гамма алтарной преграды была обновлена в ходе капитальной реставрации в XIX веке.

Южная часть преграды — Clôture du choeur sud

Алтарная преграда в южной её части датируется началом XIV века. Она составлена из девяти библейских сцен, описывающих явления Иисуса Христа после Воскресения из мёртвых. В отличие от сцен, которые представлены на северной преграде, каждый библейский сюжет на южной стороне отчётливо отделён от последующего вертикальной чертой.

Clôture du choeur sud

  • Встреча Христа и Марии Магдалины.
  • Явление Христа жёнам-мироносицам.
  • Встреча Христа с апостолами Иоанном и Петром.
  • Встреча Христа с учениками на дороге в Эммаусе.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на вечере.
  • Явление Христа апостолу Фоме.
  • Встреча Христа с учениками на Тивериадском озере.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее.
  • Встреча Христа с апостолами в Иерусалиме – это последнее явление, завершившееся вознесением Христа на небо.

С 1300 по 1350 годы над созданием этой уникальной скульптурной группы работали Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Цветовая окраска этих картин в камне была впоследствии обновлена реставраторами Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Сокровищница — Trésor

Храмовая сокровищница находится в небольшом здании, пристроенном к собору. Здесь собрана интересная коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь, одежды священников, древние манускрипты и другие сакральные реликвии с XIII по XXI века. Но особенную ценность представляют терновый венец Иисуса Христа и Палатинский крест-реликварий, где под стеклом в нижней части хранится гвоздь, а в верхней – семь частиц Животворящего Креста, на котором был прибит Спаситель. Золотая табличка на греческом языке гласит, что первоначально эти реликвии принадлежали византийскому императору XII века Михаилу Комнину.

Некоторые сокровища выносят для демонстрации публике в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу Великого Поста и в Страстную неделю.

Trésor

Коллекцию реликвий собора Парижской Богоматери начали собирать с самого его возникновения, и к концу XVIII века храмовая сокровищница считалась одной из самых великолепных в Европе. В период Французской революции часть сокровищ была разграблена, но с рассветом Конкордата коллекция была снова восстановлена и пополнена прекрасными реликвиями из сокровищницы Сент-Шапель.

В очередной раз хранилище собора пострадало во время беспорядков 1830 и 1831 годов, и было отреставрировано уже в середине XIX века по проекту Виолле-ле Дюка. Но, несмотря на все трудности, сокровищница Нотр-Дам де Пари сохранила своё первоначальное назначение для хранения ценных предметов, используемых в литургии.

Красная дверь — Porte Rouge

Этот скромный дверной проём на северной стороне хоров называется «Красная дверь», благодаря яркому цвету своих створок. Он был возведён под руководством архитектора Пьера де Монтрея во второй половине XIII века и использовался в качестве прямого прохода между обителью и собором. Красная дверь соединяла монастырь, где жили каноники и хористы собора, для облегчения их доступа в Нотр-дам де Пари. В 2012 году эти врата были восстановлены по инициативе общества охраны исторических памятников Иль-де-Франс.

Porte Rouge

На тимпане над дверью помещена сцена благословления Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.

В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.

Статуя Парижской Богоматери — Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа справа от главного алтаря можно увидеть прекрасную статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью. В собор Нотр-Дам де Пари статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.

Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. В своё настоящее местоположение она была помещена в 1855 году, взамен древней скульптуры Черной Девы, которая считалась чудотворной, но бесследно исчезла в годы революции.

Статуя Парижской Богоматери представляет собой волшебное зрелище. От изваяния исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения этой святой.

Трансепт — Transept

В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания. В Нотр-Даме трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.

Transept

Трансепт собора Парижской Богоматери был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.

Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.

Южное окно-роза — Rose sud

На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы, диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.

Rose sud

Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.

На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.

В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.

Rose sud2

Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.

В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.

Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.

Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.

Портал святого Стефана — Portail Saint-Etienne

На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана. Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.

Portail Saint-Etienne

Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора, стоявшего на месте Нотр-Дам де Пари.

Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.

Северное окно-роза — Rose nord

По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза. Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.

Rose nord

Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.

Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.

Портал «Красных врат» — Portail du Cloître

Портал на северной стороне трансепта носит название «Красных врат». Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.

На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.

Portail du Cloître

На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.

На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.

Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.

Главный алтарь — Autel principal

У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.

Autel principal

По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря Нотр-Дам де Пари расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.

Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.

Боковые нефы — Bas-côtés

Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами, которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.

Bas-côtés

По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:39

Читать следующую статью

Ещё достопримечательности собора

Читать предыдущую статью

Алтарь (Choeur) собора Парижской Богоматери

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...