Дворец Румянцевых-Паскевичей Гомель фото история описание

Дворец Румянцевых-Паскевичей Гомель фото история описание

Дворец Румянцевых-Паскевичей стоит на крутом берегу реки Сож в роскошной оправе романтического пейзажного парка. Первым владельцем и строителем стал фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский, которому «деревеньку Гомель» преподнесла Екатерина II в качестве подарка за военные заслуги. Стараниями владельцев усадьбы — семей известных в Российской империи военных и государственных деятелей Румянцевых и Паскевичей — создавался уникальный природно-архитектурный ансамбль.

Сегодня это один из самых привлекательных для туристов объектов. В него входят сам дворец, собор Святых Петра и Павла, недалеко от которого — часовня и фамильная усыпальница Паскевичей. Кстати, часовня стала первым памятником, отреставрированным в республике после войны.


Саша Митрахович 29.04.2015 19:42

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле главные экспонаты

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле главные экспонаты

В экспозиции комплекса собрано более 150 тысяч экспонатов, есть среди которых истинные раритеты. К сожалению, многие ценности бесследно исчезли. Однако счастливые находки порой случаются. Так, вернулась из Воронежа бронзовая богиня Мир, когда-то охранявшая покой канцлера. Это одна из трех копий мраморной скульптуры итальянца Антонио Канове.

Гомельская богиня повторена в металле (35 пудов бронзы) питерским мастером Депут-Малиновским. Настоящее сокровище дворца — экземпляр Евангелия Петра Мстиславца, датированный 1575 годом, — попал в музей в наши дни.

Дворцовый парк Румянцевых — великолепный образец паркового искусства конца XVIII — начала XIX вв. Планировкой ландшафта занимался польский архитектор Адам Идзковский. Его кисти принадлежит полотно с видом дворца (это изображение размещено на 20-тысячной купюре), реконструкцией и достройкой которого он руководил.


Саша Митрахович 29.04.2015 19:47

Дворец Румянцевых-Паскевичей история

Дворец Румянцевых-Паскевичей история

Строительство дворца в Гомеле

В 1775 году Екатерина II пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву — а в придачу и денег на строительство новой гомельской резиденции для графа. Спустя два года были готовы первые проекты.

В 1785 году началось возведение дворца на месте деревянного замка Чарторыйского. К сожалению, архитектор, составивший его проект, «предпочел остаться неизвестным». Но в ряду претендентов на авторство имена обнаруживаются очень звучные — И.Е. Старов, строитель Троицкого собора Александро-Невской Лавры, и Ю. М. Фельтен, которому Петербург обязан множеством гражданских зданий и храмов — в том числе знаменитой Чесменской церковью.

К 1794 году строительные работы завершились, и граф получил в свое распоряжение прекрасный образец раннего русского палладианства: двухэтажное, на высоком цоколе, здание, центром которого являлся бельведер, перекрытый куполом. Внешний декор был умеренным — пилястры в простенках между высоких окон и два портика коринфского ордера, четырехколонный парадный и шестиколонный парковый. Цокольный этаж предназначался для подсобных помещений и прислуги, в первом этаже находились парадные покои, во втором — жилые комнаты.

После смерти фельдмаршала в 1796 г. Гомель унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев. Им была собрана уникальная коллекция книг, находившаяся в Гомельском дворце, она легла впоследствии в основу Государственной российской библиотеки.

Первую реконструкцию дворца предпринял граф Н. П. Румянцев, — руками приглашенного им Джона Кларка. При Николае Петровиче главное здание дворца соединилось с двумя флигелями посредством галерей, оформленных колоннами ионического ордера.

Теперь мы застаем дворец таким, каким он стал при И. Ф. Паскевиче. Работами, производимыми в 1837— 1851 годах, руководил Адам Идзковский. Главное приобретение этого времени — башня высотой 32 метра, возведенная на месте разобранного до основания южного флигеля (северный флигель при этом остался, хотя и лишился своих ионических портиков). Эта постройка, не вполне соответствующая общему стилю дворцового ансамбля, придает ему тем не менее особое своеобразие. Мыслилась она как личное пространство Паскевича. Здесь он разместил свои коллекции, библиотеку. Изменился и парковый фасад дворца: Идзковский пристроил к нему веранду.

Дворец Румянцевых-Паскевичей после революции

После революции дворец поступил в распоряжение «молодого советского государства». Последняя его владелица, Ирина Паскевич, рассталась с ним, добровольно и вряд ли, в силу особенностей своего умонастроения, слишком сожалела о нем.

В 1919 году дворец сильно пострадал во время антибольшевистского восстания, названного в советской историографии «стрекопытовским мятежом» (по имени руководителя восстания штабс-капитана В. В. Стрекопытова). Многочисленные раны нанесла ему и Великая Отечественная война. В полной мере реставрационные работы завершились лишь к 1960-м годам, и дворец поделили между собой музей и дом пионеров. Во второй половине 1990-х здание стало полностью музейным.


Саша Митрахович 29.04.2015 19:50

Дворец Румянцевых-Паскевичей сегодня

Дворец Румянцевых-Паскевичей сегодня

Композиционным центром ансамбля является дворец в стиле русского классицизма, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи.

Сейчас в первом этаже дворца восстановлены, насколько это было возможно, парадные исторические интерьеры (отчасти — при помощи экспонатов, конфискованных в свое время у Паскевичей). Центр ансамбля — колонный зал (шестнадцать колонн коринфского ордера), укрытый куполом. Нельзя даже сказать, что он находится на первом этаже, поскольку высота его равна высоте здания. Зала оформлена аллегоричекими скульптурами работы современного белорусского скульптора Владимира Слободчикова, представляющими четыре времени года, а также бюстами владельцев дворца — П. А. Румянцева-Задунайского и И. Ф. Паскевича. Из колонного зала открываются анфилады парадных покоев. Среди них особенно интересны два — Белая и Красная гостиные.

Белая гостиная, будучи третьим по величине помещением дворца (второе — Золотая столовая), являлась как бы парадными «сенями», ведшими в личные покои Паскевича — в его «башню из слоновой кости», где сейчас расположена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». Увы, дореволюционное убранство Белой гостиной не сохранилось и восстановлено быть не могло, поэтому в наши дни здесь устроили камерный зал, где проходят концерты и различные мероприятия. В особенности любят Белую гостиную вокалисты — за ее прекрасную акустику.

Красная гостиная была при Паскевичах более «домашней», через нее лежал путь к домовой церкви (теперь в ней экспонируются «культовые предметы из фондов музея»). Сохранились сведения, что именно эту комнату, заполненную фамильными портретами, любила больше других княгиня Ирина Паскевич. Интерьер Красной гостиной восстановлен.

Гомельский парк – наиболее сохранившийся в Беларуси пейзажный парк с элементами романтизма, а гомельский дворцово-парковый ансамбль является памятником архитектуры и паркового искусства конца XVIII–XIX вв. и своеобразной визитной карточкой города.

Удачно было выбрано место для строительства – крутой берег р. Сож, с которого открывались прекрасные пейзажи и перспективы. В оформлении интерьеров дворца принимали участие лучшие мастера из Италии, Польши, России.


Саша Митрахович 29.04.2015 19:52

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...