Ферапонтов монастырь Вологодская обл

Ферапонтов монастырь Вологодская обл

Во второй половине XIV века в московском Симоновом монастыре подвизались два монаха — Кирилл и Ферапонт. Одновременно им пришла мысль найти место, «где бы можно было безмолвствовать иноку». Устремлялись их взоры на север, в глухие, необжитые края. Ферапонт пришел к идее естественным путем — бывая в окрестностях Белоозера. Кириллу же дала подсказку Божия Матерь.

Ансамбль Ферапонтова монастыря, составляющий своего рода оправу для главной здешней драгоценности — собора Рождества Богородицы, — формировался в XVI—XVII веках. До наших дней он сохранился в сравнительно благополучном состоянии. Мало изменилась и окружающая местность.

Ферапонтов монастырь, зарождение обители

Ферапонтов монастырьВ 1397 году двое почтенных старцев пришли на берег Сиверского озера, где преподобный Кирилл понял, что обрел место, обещанное ему Пресвятой Богородицей. Святой остался близ озера и основал Кирилло-Белозерский монастырь. А Ферапонт отправился дальше и обосновался близ озера Бородаевское. Было это в 1398 году. С уединением и безмолвием у преподобного Ферапонта не вышло. И его хижина стала центром притяжения для людей, чаявших духовного руководства на пути к спасению.

Собор Рождества Богородицы, фрески западного фасада. По всей видимости, Дионисия пригласил работать в Ферапонтове все тот же владыка Иоасаф.

Монастырем Ферапонтова община тогда еще не являлась: в ней не было храма и священника. Лишь через десять лет здесь выросла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А некоторое время спустя в обитель пришел и священноинок. Богослужения в церкви стали регулярными, тогда же состоялись и первые монашеские постриги.

В отличие от своего величественного соседа — Кирилло-Белозерского — Ферапонтов монастырь скромен, невелик по площади и даже прост. Темно-серый цвет его куполов, надвратных башенок, кровли колокольни, трапезной палаты и соединяющей их галереи перекликаются с посеревшими от времени заборами соседней деревушки. Лишь белоснежные стены монастырских строений и Рождественского собора еще издали говорят паломнику о приближении к святому месту.

Монастырь во время правления Ферапонта

Преподобный установил в ней строгий общежительный устав: все иноки трапезничали вместе, в кельях им дозволялось держать только книги, иконы и предметы, необходимые для рукоделия. Все без исключения работоспособные насельники были заняты на послушаниях. Работников со стороны Ферапонтов монастырь не нанимал.

Прп. Ферапонт сам показывал братии пример во всем. Дни он проводил в трудах, а ночи — в молитве. При этом, по смирению своему, игуменом монастыря он стать не согласился и всегда говорил:

«Не я оградил святое место сие, но Пречистая Богородица; Она направит нас на полезное и заступит от всех бед».

Монастырь Ферапонта находился в вотчине можайского князя Андрея Дмитриевича. Князь был весьма благочестив и всячески поддерживал юную обитель. Лишь об одном он горевал: зачем она так далеко от Можайска. Решив исправить это, он призвал к себе ее основателя и умолил его устроить близ Можайска еще один монастырь и Ферапонт согласился

Ферапонтов монастырь при Мартиниане

Икона XVIII века, на которой изображены прпп. Ферапонт и Мартиниан с Ферапонтовым монастырем.Важный этап в судьбе Ферапонтова монастыря связан с игуменством прп. Мартиниана, воспитанника прп. Кирилла Белозерского. Роль его в укреплении монастыря была столь велика, что в какой-то момент у обители преподобного Ферапонта появилось второе, «неофициальное», название — Мартемьянова обитель.

Сорок лет в общей сложности управлял монастырем прп. Мартиниан. Неподдельным было горе братии, когда в 1447 году ему, по желанию князя Василия Темного, пришлось оставить обитель ради игуменства в монастыре прп. Сергия Радонежского. Но в 1455 году он вернулся на Белоозеро и еще потрудился довольно на благо Ферапонтова монастыря.

Прп. Мартиниан привел Ферапонтов монастырь в цветущее состояние. Тогда же она прославилась «ученостью иноков». Здешняя библиотека была весьма богатой, а некоторые насельники достигли высокого мастерства в переписывании и переплетении книг. При жизни прп. Мартиниана в монастыре началось каменное строительство Богородице-Рождественского собора, который сменил старый деревянный храм, уничтоженный пожаром.

Строительство собора длилось около двух лет. Особенности его кладки и декора подсказывают, что тут не обошлось без ростовских мастеров. В 1502 году собор «подписал» знаменитый иконописец Дионисий с сыновьями. Фресковый ансамбль создавался стремительно: 6 августа мастера приступили к работе, а 8 сентября, к престольному празднику, уже завершили ее. Именно этот единственный в своем роде памятник монументальной живописи прославил впоследствии Ферапонтов монастырь. Нигде более в нашей стране фрески XVI века не сохранились столь полно.

Каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен по заказу и на средства архиепископа Иоасафа (Оболенского), проживавшего на покое в Ферапонтовом монастыре.На протяжении XVI века Ферапонтов монастырь процветал и украшался. Особенно богатые вклады он получил от Василия III. На деньги великого князя в обители возвели каменный Благовещенский храм, впоследствии соединенный с Богородице-Рождественским собором каменной галереей.

Василий III, и впоследствии Иван IV щедро благотворили Ферапонтову монастырю, даруя ему и деньги, и льготы, и богатую утварь. В частности, долгое время в соборе Рождества Богородицы сохранялось паникадило, пожертвованное Иваном Грозным. Но XVI век так и остался единственным по-настоящему благополучным периодом в ее истории.

В начале XVII столетия Ферапонтов монастырь разорили польско-литовские и казацкие отряды. Главной их целью являлся более обширный и богатый Кирилло-Белозерский монастырь, но, хорошо укрепленный, защищаемый многочисленной братией и мирянами, он оказался шайке разбойников не по зубам. Тогда они, ища легкой добычи, отправились грабить окрестности и, разорив близлежащие села и деревни, вышли к Ферапонтовой обители.

Оправиться от вражеского нашествия монастырь так и не смог, хотя каменное строительство в нем продолжалось на протяжении всего XVII века.

Возрождение обители

Возобновление иноческой жизни в стенах Ферапонтова монастыря связано с именем игумении Таисии, духовной дочери о. Иоанна Кронштадтского. Ее стремление нашло поддержку и в декабре 1903 года Святейший Синод издал соответствующий указ.

Ферапонтов (упраздненный) монастырь на рисунке 1860 года.Первым насельницам монастыря приходилось очень тяжело. После Таисии настоятельницей монастыря была игумения Серафима, при которой Ферапонтова обитель не только обрела некий достаток, но и сама начала благотворить окрестным жителям. В 1918 году игумению Серафиму расстреляли большевики.

К 1924 году большевики завершили разгром монашеской общины, изгнав из монастыря всех сестер. Вскоре здесь открылся музей, но вплоть до середины 1970-х годов практически никакой реставрационной работы в нем не велось.

Сейчас в монастыре по-прежнему музей, являющийся филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Это один из древнейших монастырей Вологодской области.


Саша Митрахович 11.04.2017 17:39

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ансамбль Ферапонтова монастыря, составляющий своего рода оправу для главной здешней драгоценности — собора Рождества Богородицы, — формировался в XVI—XVII веках. До наших дней он сохранился в сравнительно благополучном состоянии. Мало изменилась и окружающая местность.


Саша Митрахович 11.04.2017 18:16

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Фрески Ферапонтова монастыря

Фрески Ферапонтова монастыря

На фото: Богоматерь на троне с Архангелами Гавриилом и Михаилом (роспись в конхе алтарной апсиды).

В куполе собора видим традиционное изображение Христа Вседержителя.

Славен Ферапонтов монастырь фресками выдающегося иконописца Дионисия. Он родился в середине XV века, был современником таких титанов живописи, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Дюрер, и стал мастером столь же высокого ранга. Дионисий расписал фресками более десяти монастырей, но время было к ним жестоко. Много работ великого мастера погибло. Лишь Рождественский собор в Ферапонтово сохранил фрески Дионисия в неприкосновенном виде. В храме сохранилась надпись, по которой можно точно указать время начала работы над фресками — лето 1500 года.

Это время года было выбрано Дионисием не случайно. Фрески — техника сложная. Краски наносятся на сырую штукатурку, пока грунт еще не схватился и не начал сохнуть. Храмы в то время не отапливались, поэтому грунтовать стены можно было только весной и летом, при плюсовой температуре.

 В соборе изначально имелся придел, посвященный свт. Николаю, архиепископу Мир Ликийских. Образ этого святого написан в конхе алтарной апсиды придела.За день мастер мог покрыть росписью не более 6-9 квадратных метров стены. Сначала на штукатурку наносились контурные линии будущего рисунка; иногда их процарапывали острым предметом. Затем наносились основные цвета.

Для красок живописцы в то время брали только натуральные красители. Их давали травы и минералы. Возникало впечатление, что сама природа делилась своей палитрой с художником. По более темному фону наносились светлые штрихи — пробелы, с помощью которых подчеркивали складки одежд и черты лиц. Мастер должен был знать, какие краски после высыхания штукатурки посветлеют, а какие не изменят свой цвет.

Дионисий работал в Ферапонтово вместе со своими сыновьями — Феодосием и Владимиром. Это было радостное для него время. Он был многоопытен, но еще не стар.

Покров Пресвятой Богородицы (роспись восточной люнетты).На Руси только что была побеждена очередная религиозная смута, так называемая новгородско-московская ересь. Ее приверженцы считали, что надо отказаться от Евангелия, то есть отвергнуть всю историю, связанную с жизнью, смертью и вознесением Христа, и вернуться к Ветхому Завету Библии. Более того, они говорили, что для веры не нужны иконы. Человек должен слышать и видеть Бога лишь в своем сердце. Такие идеи ставили под сомнение саму профессию иконописца. Но православие удалось отстоять. Борец с ересью и основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий написал свое знаменитое «Послание иконописцу», в котором благословлял и вдохновлял русских художников. На страницах «Послания» Дионисий был назван «началохудожником живописания божественных и честных икон».

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...» Тропарь Иоанна Дамаскина, посвященный Божией Матери, проиллюстрирован Дионисием в северной люнетте.Фрески Ферапонтова монастыря в четыре ряда покрывают храмовые стены и своды, они стали настоящим гимном Евангелию и Богоматери. Главный сюжет целого ряда многофигурных композиций, которые так мастерски живописал Дионисий, — «Рождество Богородицы». Фигуры родителей Марии — Иоакима и Анны — немного вытянуты, отчего возникает впечатление благородства и возвышенности их образов. Вместе с тем они по-родительски ласкают свою дочь, и эти простые и глубокие чувства понятны каждому. В Москве, в Третьяковской галерее, можно взглянуть на иконы работы Дионисия — «Спас в силах» и «Распятие». В Русском музее хранится икона Дионисия «Сошествие во ад».

Даже в таком, казалось бы, мрачноватом сюжете ему не изменяет чувство праздника жизни, который прекрасно передают его краски, охряные, красные и зеленые тона.

И все же для того, чтобы погрузиться в мир ярких красок и емких образов мастера, почувствовать их магию, лучше самому побывать и полюбоваться на фрески Ферапонтова монастыря.


Саша Митрахович 12.04.2017 10:02

Монастырь Ферапонта богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте

Монастырь Ферапонта богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте

Ферапонтов монастырь существует ныне в качестве музея. Богослужения проводятся лишь в надвратной церкви, переданной в 1990 году православной общине на правах аренды.

График работы монастыря Ферамонта:

Монастырь открыт в соответствии с расписанием работы музея:

  • в летнее время (1 июня — 31 августа) — с 9:00 до 20:00
  • в остальные месяцы — с 9:00 до 17:00 (информацию необходимо уточнять на сайте).

Богослужения в монастыре:

Богослужения проводятся только в надвратных храмах.

Контакты Ферапонтова монастыря:

  • Адрес: 161120, Россия, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
  • Телефоны музея: +7 (81757) 4-92-61, 4-93-86
  • Факс: +7 (81757) 4-92-61
  • Официальный сайт: www.dionisy.com
  • E-mail музея: ferapont-museum@mail.ru
  • Официальный сайт НПО «Наследие Ферапонтова монастыря»: www.ferapontov.ru

Как добраться самостоятельно к Ферапонтову монастырю:

Хотя от Вологды до Ферапонтова всего каких-нибудь 120 км, автобусы сюда отправляются с вологодского автовокзала лишь два-три раза в день. Так что, собираясь в путешествие, надо (если дух авантюризма не слишком силен в вас) заранее подумать, как уехать обратно. Или где переночевать. Гостиница в Ферапонтове есть, но летом номера в ней надо бронировать за-задолго.

Автомобилисту намного проще. Он доедет из Вологды по трассе Р-5 до поворота на Ферапонтово (обозначенного очень четко) и увидит монастырь уже с дороги. И отправится дальше (или обратно), не справляясь с расписанием автобусов.

Расположение монастыря на карте Ферапонтово:


Саша Митрахович 12.04.2017 10:12

Мощи преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Мощи преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Вот уже несколько десятилетий в Ферапонтовом монастыре находится музей. И большинство древних монастырских святынь, сохранившихся до наших дней, существуют в качестве музейных экспонатов. Исключение составляют, пожалуй, лишь мощи прп. Мартиниана, которые покоятся в церкви, на том же месте, что и прежде.

Обретение мощей преподобного Мартиниана произошло тридцать лет спустя после его кончины. Тогда, в 1512 году, в Ферапонтовом монастыре умер живший здесь на покое архиепископ Ростовский Иоасаф. Принимая во внимание знатность его происхождения, его труды на благо обители, а также и то, что владыка был одним из ближайших учеников прп. Мартиниана, игумен решил похоронить его на почетном месте, вблизи преподобного.

Сотворив молитву, иноки стали копать землю над гробом прп. Мартиниана. Когда они вынули из земли его гроб и открыли, оказалось, что тело угодника Божия не подверглось тлению. Сохранилась и одежда, в которой святого погребли. Сам гроб при этом был окружен водой (то же самое явление поразило некогда присутствовавших при обретении мощей преподобного Сергия Радонежского). Вот что говорит об этом автор Жития прп. Мартиниана:

«Егда честную ону раку открыта, вода от обою страну ковчега видяшеся, телеси же святого и риз его никакоже сотвори вредити, якоже иногда древле в преподобнаго гробе Сергия явися такожде вода».

Игумен приказал спустить воду из раки, что и было сделано. Летописец указывает:

«Нецыи же от братий, бяху верою утверждени к святому, взяша от воды тоя в сосуд мал на благословение, такожде и мирстии человецы близ ту сподобишася быти и взяша такожде в сосуды воды тоя».

Через воду эту, как говорится в Житии, многие люди получили исцеления. Дальше агиограф говорит, что иноки впоследствии очень сожалели, что мало набрали «воды от преподобного». Описание же ей давалось такое:

«Несть ея вид, яко же есть земным водам естество, но чиста бяше всяко и светла, яко слеза некая».

«И ощути лехкость безмерную...»

Мощи прп. Мартинина стали неиссякаемым источником помощи недужным и скорбящим. Сохранилось множество записей о «чюдесах», происходивших возле мощей подвижника. Особенно трогательна одна из них, об исцелении прокаженного юноши Стефана, «псковитина родом». Вот что сообщает летописец о его бедственном положении:

«Опроказися рука деснаа (правая) ему и бысть толико тяжка, яко железо некое и мало можаше владети ею».

Заболев, молодой человек стал ходить по монастырям и святыням, «но обшед многа места и не обрете никоея же пользы» Болезнь тем временем усугублялась, и Стефан понял, что заниматься своей мирской профессией он уже не сможет. Найдя где-то иноческое платье, страдалец надел его и пришел в Кирилло-Белозерский монастырь, прося, «дабы его причли стаду Христову». Игумен же не принял юношу по причине проказы, и он, прожив три недели в странноприимном доме, ушел из Кирилло-Белозерской обители в Ферапонтов монастырь.

В Ферапонтовом монастыре Стефана приняли за монаха, глядя на его одежду («яко иноческая носяща»), и поселили в одной из келий. Около трех месяцев он жил здесь, и за это время его болезнь сделала зловещие успехи:

«рука же его толико согни, яко не возмощи с ним никому же в келии жити, ни близ его стояти смрада ради бывающего от него».

Даже клиросное послушание, назначенное ему, несчастный Стефан уже исполнял с трудом — не мог творить поклонов, а крестился только левой рукой. Днем и ночью пребывал он в страхе, что вот-вот его выгонят из монастыря.

В такой-то скорби пришел он однажды к гробу преподобного Мартиниана и стал молиться о своем исцелении, обещая до конца жизни подвизаться в Ферапонтовом монастыре. Помолившись усердно, он сознался келарю и старцам (игумен в то время находился в отъезде «потреб ради монастырских»), что обманул их — оделся в монашеское платье, не будучи иноком. Теперь же Стефан со слезами умолял совершить над ним постриг. Келарь сжалился над несчастным юношей и повелел постричь его с именем Сергия.

На другой день новопострижен-ный инок Сергий вновь пошел ко гробу прп. Мартиниана:

«и со многою жалостию и слезами моляшеся, прилагая и руку свою болящую к раце святого».

Ночью, заснув, Сергий увидел, что некто пришел к нему и сказал: «Востани и молися!» Сначала юноша так испугался, что ничего не понял, а потом вдруг почувствовал необычайную легкость в больной руке. Вот как описывает это летописец:

«И ощути лехкость безмерную от сущия ему болезни; бе бо рука его обвита портищем, и толико согни плоть его, яко едина рана от мышц и до перст и в четырех местах кости видетися». И вот, «отпадшу бо портищу яко луб, и се тело явися яко отрочате младу»

— к радости Сергия, удивлению прочих иноков и вящей славе прп. Мартиниана.

Ризы ветхие

Преподобные Ферапонт и Мартиниан. Икона с житийными клеймами, написанная одним из ферапонтовских насельников в XVIII веке.

Кроме мощей преподобного Мартиниана, в Ферапонтовом монастыре хранятся его риза и фелонь. Изготовленные из простой материи, они ничем, кроме покроя, не напоминают более поздних, богато украшенных священнических облачений и дают наглядное представление о скромности их «носителя», а равно и о скудном быте монастыря в его древнейшую эпоху. Подризник и фелонь преподобного представлены в экспозиции музея, расположенной в трапезной Благовещенской церкви.

Там же присутствуют и многие другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители — иконы, документы, богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов — 9 антиминсов XV—XVII веков из собора Рождества Богородицы и житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских, написанная ферапонтовским монахом Феодосием в 1732 году.


Саша Митрахович 12.04.2017 11:36

Поделиться с друзьями:

Коментарии (0)

Каптча