Гатчина достопримечательности

Гатчина достопримечательности

В силу своего приближения к императорской фамилии Гатчина обладает радом уникальных достопримечательностей. Перед обзором достопримечательностей, для полного понимания духовного статуса города, полезно погрузиться в очень краткую историческую справку Гатчины.

Село Гатчина отошла к России в начале XVIII века в ходе Северной войны. К началу правления Екатерины II село разрослось до большого имения, которое императрица подарила своему фавориту Григорию Орлову.

Граф Орлов благоустроил имение на свой вкус: построил Большой Гатчинский дворец и разбил пейзажный парк. После его смерти Гатчину принял во владение и от всей души полюбил наследник престола Павел Петрович, будущий Павел I. Екатерина сознательно передала поместье нелюбимому сыну, чтобы реже видеть его.

Придя к власти, император Павел перестроил Большой дворец и возвел похожий на средневековый монастырь Приоратский замок. Во времена правления Павла Гатчина приобретает статус города и становится центром Гатчинского уезда.

При императоре Николае I город быстро растет, и в 1845 году утверждается новый план его развития, согласно которому территория Гатчины значительно расширялась, а главной ее точкой призван был стать кафедральный собор Святого Апостола Павла.

Собор Святого Апостола Павла

Павловский собор в Гатчине.

При императоре Николае I население Гатчины стремительно увеличивалось, и небольшая церковь, построенная в 1823 году, перестала вмещать всех желающих. Сам город тоже разрастался, и в 1845 году был утвержден новый план его развития, согласно которому территория Гатчины значительно расширялась, а главной ее точкой призван был стать кафедральный собор Святого Апостола Павла. Место для строительства выбрал самолично Николай I - на возвышении в начале Малогатчинской улицы.

По желанию императора Павловский собор Гатчины должен был увековечить память его родителей - Павла I и его супруги Марии Федоровны, а также почивших к тому моменту брата и сестры - едва не ставшего императором великого князя Константина Павловича, который отказался от престола в пользу брата, и великой княжны Елены Павловны, умершей в 19 лет. Поэтому главный алтарь собора посвящен святому апостолу Павлу, а боковые алтари - Марии Магдалине и святым Константину и Елене.


Саша Митрахович 05.01.2019 12:43

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец

Главная достопримечательность Гатчины - безусловно, Большой Гатчинский дворец. Возведенный при фаворите Екатерины графе Григории Орлове, дважды перестроенный при Павле I и Николае I, разрушенный в Великую Отечественную войну и восстановленный, дворец открывает свои двери для туристов и продолжает оставаться настоящим символом города.


Для строительства дворца в 1766 году (30 мая - официальная дата его закладки) граф Григорий Орлов пригласил знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди. Зодчему удалось гениально совместить в одном проекте старинные традиции как России, так и Западной Европы - дворец одновременно напоминал и русскую загородную усадьбу, и средневековый рыцарский замок. Впрочем, уклон в сторону средневековой Европы все-таки был больше - ведь граф Орлов, заядлый охотник, ориентировался в своих мечтах прежде всего на английский охотничий замок, и архитектор в точности воплотил его пожелания.

Пудостский камень

Свой средневековый вид Гатчинский - дворец приобрел не только благодаря особенностям архитектуры, но и за счет материала, из которого был построен: пудостский камень, известковый туф, разновидность травертина, обладает пористой структурой, которая придает зданию старинный вид. Помимо названного, пудостский камень обладает еще одним интересным свойством: в зависимости от погоды и освещения он меняет свой цвет, так что здание может казаться то серым, то коричневым, то светло-желтым.

Название камень получил от селения Пудость недалеко от Гатчины, где находились его залежи, поэтому многие постройки в самой Гатчине, а также в Павловске и Петербурге выполнены из этого материала: постаменты, мосты и павильоны в Гатчине, здания Биржи и Горного института и скульптуры Ростральных колонн в Северной столице, кроме того, пудостским камнем облицованы стены и колонны Казанского собора.

Владение императоров

Военные учения на фоне Большого Гатчинского дворца. Старинная открытка.Большой Гатчинский дворец представляет собой большую постройку из трех частей: в центре находится главное здание прямоугольной формы с двумя пятиугольными башнями по сторонам, а крытые галереи соединяют его с двумя корпусами - Кухонным и Конюшенным, последний позже был переименован в Арсенальный. Каждый из корпусов выполнен в форме закрытого каре со своим внутренним двором, по его углам тоже располагались башни.

За дворцом был разбит собственный сад, перед входом в который стояли две женские статуи: аллегория Мира с оливковой ветвью в руке и аллегория Войны в шлеме и со львом у ног. Перед главным зданием раскинулся огромный плац, а вход был украшен другими двумя статуями - Благоразумия и Бдительности.

Строительство тянулось долго -целых пятнадцать лет - и было завершено лишь в 1781 году. Григорий Орлов недолго радовался своему детищу - спустя два года он скончался, и Екатерина II, выкупив поместье у его братьев, передала его сыну Павлу.

Будущий император Павел I укрепил дворец, сделав его еще больше похожим на замок: устроил ров с перекинутыми через него мостами, поставил пушки и решетки. Павел не без оснований боялся участи отца, Петра III, который был отстранен от власти и убит. Однако вооруженные укрепления в Гатчинском дворце не помогли ему избежать судьбы - Павел I был убит 1 марта 1801 года в другом месте, в Михайловском замке Петербурга.

В следующий раз Гатчинский дворец перестраивался в 1840-е годы, при Николае I. Работами занимался тот же архитектор, что строил собор Святого Павла - Роман Иванович Кузьмин. Именно тогда при дворце появилась своя церковь, была возведена новая парадная лестница и основательно перестроены Кухонный и Конюшенный корпуса. В то время, как в память об убитом императоре строился Павловский собор, на плацу перед Большим дворцом появился другой памятник ему - узнаваемая фигура в треуголке и со шпагой, выполненная скульптором Джованни Витали.

Наконец, наиболее современная перестройка ожидала Гатчинский дворец в 1880-е годы. Вступив на престол в 1881 году, Александр III переехал сюда из Зимнего дворца и принялся обустраивать новое место в соответствии с последним словом техники: в Большой дворец провели электричество и телефон, сделали отопление, обновили водопровод и канализацию. В таком виде дворец встретил XX век, принесший человечеству две мировых войны и несколько революций.

В советские годы

Большой Гатчинский дворец. В центре виден купол храма Святой Живоначальной Троицы.После Октябрьской революции 1917 года Гатчинский дворец был преобразован в музей, который иногда называли «пригородный Эрмитаж». В 1920-е годы он пользовался большой популярностью - многим хотелось посмотреть, «как жили цари». Перед сотрудниками нового музея - историками, знатоками искусства, лучшими представителями интеллигенции - встала нелегкая задача: в согласии с советской идеологией рассказывать об «эксплуататорах» и «кровопийцах», с тем, чтобы уберечь принадлежавшие им произведения искусства от разграбления и перепродажи и сохранить как прекрасную музейную коллекцию.

Когда началась Великая Отечественная война, музей спешно стали готовить к эвакуации. К сожалению, времени оставалось совсем мало - немецкие части вошли в Гатчину уже в начале сентября 1941 года. Наиболее ценные экспонаты удалось вывезти в тыл, но многие пришлось спрятать в подвалах замка или закопать в парке. Сотрудники музея, до последнего момента спасавшие его, успели эвакуироваться накануне захвата города, когда вокруг дворца уже вовсю рвались снаряды.

В январе 1944 года Гатчина была освобождена, но Большой дворец очень сильно пострадал - значительные повреждения нанесли снаряды, а солдаты вражеской армии перед уходом подожгли его. Восстановление дворца началось сразу после войны, но это не были реставрационные работы - власти решили не воссоздавать музей, а лишь отремонтировать здание, чтобы разместить в нем различные учреждения.

Многие годы энтузиасты из числа искусствоведов и музейных работников бились за то, чтобы вернуть Гатчинскому дворцу статус музея. Наконец, к сорокалетию Победы в 1985 году, музей вновь был открыт. Несмотря на то, что полностью восстановить архитектуру и обстановку дворца в прежнем великолепии не удалось, он продолжает привлекать не только посетителей, но и съемочные киногруппы - в интерьерах Большого Гатчинского дворца снималось множество исторических фильмов.


Саша Митрахович 05.01.2019 13:00

Приоратский дворец Гатчина

Приоратский дворец Гатчина

Согласно легенде, из Часовой башни Большого Гатчинского дворца, где располагался кабинет Павла I, существовал тайный ход в Приоратский дворец.


Приоратский дворец в Гатчине тоже похож на средневековый замок, только не суровый охотничий, а более легкий и устремленный ввысь. Высокий шпиль, стрельчатые окна, остроконечные кровли - все эти готические мотивы нашли отражение в архитектуре Приоратского замка. Тонкая белая башня как будто напоминает о принцессе, заточенной в башне и ждущей там своего принца.

Даже само расположение Приоратского дворца похоже на сказочное - он стоит на берегу небольшого озера, отражаясь в тихой воде, а за ним растет лес. Красные крыши и белые стены дополняют сказочный образ -кажется, что в таком замке могла бы жить Спящая Красавица.

На самом деле у Приоратского замка более «мужественная» история, хотя тоже имеющая отношение к средневековым сказаниям: Павел I распорядился построить этот дворец не для принцессы, но для рыцарей. Это были рыцари-иоанниты, члены Мальтийского ордена, нашедшие прибежище в России. Именно поэтому замок получил такое название - слово «приор», пришедшее из латинского языка, означает в западной церкви настоятеля монастыря, игумена, главу монашеского ордена.

Однако монастырем замок так и не стал - вскоре Павел был убит, рыцари-иоанниты покинули Россию, а в Приоратском дворце стали жить придворные певчие.

В залах Приоратского дворца Гатчины.

В начале XX века их сменили управляющие царской охотой, а после революции хозяева прекрасного замка менялись стремительно: в нем по очереди располагались и Дом отдыха, и Дворец пионеров, и экскурсионная станция, и, наконец, краеведческий музей.


Саша Митрахович 05.01.2019 15:30

Адмиралтейские ворота Гатчина

Адмиралтейские ворота Гатчина

В Гатчине есть сооружение, напоминающее нам о Древнем Риме. Это Адмиралтейские ворота, когда-то обозначавшие главный въезд в резиденцию Павла I: по форме они представляют собой классическую триумфальную арку, подобную тем, что возводились в Древнем Риме в память о знаменательных победах.

Это не случайно - ворота строил архитектор-итальянец Винченцо Бренна, воплотивший таким образом в далекой северной стране свои воспоминания о родине. Кроме того, Адмиралтейские ворота выполнены из пудостского камня, похожего на травертин, из которого построены многие знаменитые сооружения в Риме, в частности, Колизей и собор Святого Петра.

Высота ворот составляет 13 метров, а ширина - 10 метров, с двух сторон от восьмиметровой арки расположены коринфские колонны. Красивая решетка ворот напоминает о решетке Летнего сада в Петербурге, но выкована она была не тульскими мастерами, а на старейших в России Ижорских заводах, созданных еще по приказу Петра I. Решетка была украшена позолоченной короной, а фронтон над аркой - вензелем в виде буквы «П» в дубовом венке, что свидетельствовало о принадлежности парка, в который вели ворота, Императорскому дому. К сожалению, эти детали наряду с различными скульптурными композициями были утеряны во время Великой Отечественной войны, хотя сами ворота почти не пострадали.

Адмиралтейские ворота получили свое название благодаря расположенному рядом с ними Адмиралтейству - при этом звуке нам сразу рисуется в воображении «светла Адмиралтейская игла», ставшая символом Санкт-Петербурга, но общее наименование не должно вводить нас в заблуждение. Гатчинское «Адмиралтейство» было совсем иного плана - не прекрасное высокое здание, а просторное деревянное сооружение, напоминающее сарай, предназначенный для хранения небольших парусных и гребных судов. Другое его название было «Голландия» - ведь именно оттуда Петр I привез когда-то первых мастеров и основные навыки кораблестроения.

Павел Петрович во многом стремился подражать своему предку и тоже играл в «потешный флот»: сделавшись владельцем Гатчины, он построил здесь Пристань-террасу и «Адмиралтейство», сформировал свой флот, состоявший из 24 судов, и разыгрывал на Гатчинских озерах целые морские «сражения».

Увы, наследники Павла I не разделяли его увлечений, быть может, потому, что им приходилось вести настоящие, серьезные войны, - как бы то ни было, заброшенный Гатчинский флот постепенно пришел в упадок, суда прогнили и развалились, и в 1880-е годы, при Александре III, были окончательно уничтожены. В здании «Адмиралтейства» остались лишь модели судов и различное морское снаряжение.

После революции ситуация не изменилась, а вот после войны большое просторное здание приспособили под клуб: днем тут проходили шахматные соревнования, а по вечерам устраивались танцы. Увы, даже в таком виде старинное «Адмиралтейство» не дожило до нового столетия: в 1993 году случился пожар, и вся деревянная постройка сгорела, остались лишь ровные ряды каменных опор - столбов, сложенных из все того же выносливого пудостского камня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Гатчинского «Адмиралтейства».

Земляной амфитеатр в Гатчине

Земляной амфитеатр Гатчина.

В Гатчинском парке еще одно сооружение напоминает о Древнем Риме - небольшой земляной амфитеатр. Его автор - тот же архитектор, что строил Приоратский дворец, Николай Александрович Львов. Вокруг арены он соорудил земляной вал высотой около четырех метров, который выполнял роль не только трибун, но и ограждения, поэтому амфитеатр часто называли Земляной крепостью.

По преданию, амфитеатр использовался для театрализованных представлений, во время которых придворные Павла I надевали рыцарские доспехи и разыгрывали средневековый рыцарский турнир. Порой на арене под торжественные звуки фанфар появлялся и сам император.


Саша Митрахович 05.01.2019 15:40

«Березовый домик» и Портал «Маска» в Гатчине

«Березовый домик» и Портал «Маска» в Гатчине

В прекрасном Гатчинском парке можно увидеть не только красивые пруды, деревья, дорожки и скульптуры, но и примечательные архитектурные и ландшафтные сооружения, содержащие в себе сюрпризы для посетителей. Лучшим примером может служить «Березовый домик», закрытый порталом «Маска»: старинный портал с колоннами в классическом стиле скрывает за собой маленький домик, как будто сложенный из дров и напоминающий поленницу.

Портал «Маска» Гатчина.

Но и это еще не все - если гости заходили внутрь этой «поленницы», то оказывались поражены роскошно обставленным залом с диванами, зеркалами, коврами и прочими предметами богатой обстановки. Подобные павильоны-сюрпризы были весьма характерны для французских парков XVIII века, а в Гатчине «Березовый домик» построил в 1780-е годы, еще при графе Орлове, архитектор Франсуа Виолье.

К сожалению, домик сгорел во время Великой Отечественной войны и был восстановлен только в 1970-е годы, зато прячущий его портал «Маска» почти не пострадал.


Саша Митрахович 05.01.2019 15:45

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...