Храм Сергия Радонежского в Крапивниках Москва

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках Москва

Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя преподобного Сергия Радонежского в Москве той поры не обреталось.


По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.

После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.

Православные храмы Москвы.


Саша Митрахович 15.08.2017 06:35

Архитектура храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Архитектура храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.

В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:13

Храм Сергия Радонежского внутри

Храм Сергия Радонежского внутри

К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.

Главная святыня храма - Кийский крест Патриарха Никона.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:19

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм преподобного Сергия является подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Расписание богослужений:

В воскресные дни литургия совершается в 9:30 (исповедь — в 8:30), накануне всенощное бдение в 17:00.

Контакты

  • Адрес: 127051, Россия, Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2
  • Телефон: +7 (495) 623-47-80
  • Сайт храма: www.krapivniki.ru

Как добраться самостоятельно:

От станции метро «Чеховская» — пешком по Страстному, затем по Петровскому бульвару. Можно воспользоваться также троллейбусами №№15 и 31 (остановка — «Трубная площадь»). От станции «Цветной бульвар» — по Цветному бульвару до Трубной площади (на ней, кстати, тоже есть выход одноименной станции метрополитена), перейти Петровский бульвар, повернуть направо. Первый переулок, отходящий от бульвара, — и есть Крапивенский.

Расположение на карте Москвы:


Саша Митрахович 15.08.2017 07:24

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...