Храм Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург, Васильевский остров

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург, Васильевский остров

Успенский собор - Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.


Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу Псково-Печерского Успенского монастыря, а позже Киево-Печерской лавры.

Храм Успения Богородицы - великолепная церковь - украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Успенский храм подворья ныне - место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья - мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора - профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом Васильевском острове. История делается сегодня, и ее великий свидетель - храм Успения Пресвятой Богородицы.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:07

Строительство Успенского храма на Васильевском острове

Строительство Успенского храма на Васильевском острове

Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего Василия Антоновича Косякова.

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного Морского собора в Кронштадте стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством Киево-Печерской лавры и подлинным духовным центром на берегах Невы.

Изображение на почтовых открытках Успенского храма и Киево-Печерского подворья было свидетельством их популярности у россиян.

Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на Васильевском острове можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте крушения поезда Александра III.

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:32

История Храма Успения Пресвятой Богородицы

История Храма Успения Пресвятой Богородицы

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Общий вид Успенского храма и зданий подворья со стороны Невы.

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

На ледовом катке в Успенской церкви занимались фигурным катанием и взрослые мастера, и дети.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение

Храм Успения Пресвятой Богородицы Васильевский остров Санкт-Петербург.

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие - чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове.

Сегодня весь комплекс подворья - объект культурного наследия федерального значения.


Саша Митрахович 28.10.2018 11:15

Храм Успения Богородицы архитектура

Храм Успения Богородицы архитектура

Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Талант зодчего В. А. Косякова позволил чрезвычайно удачно вписать массивную церковь в архитектурную панораму главной петербургской улицы - Невского проспекта. Василий Антонович стремился достичь в Успенском храме воплощения «солидности и простоты» и потому избрал для него псевдорусский архитектурный стиль, дающий немалый простор для свободы эклектики и различных стилизаций.

При отделке фасадов были использованы изразцы, мозаика и 14 сортов лекального кирпича - эта разновидность строительного материала, как правило, применяется для декоративного оформления различных фрагментов здания, таких как арка, карниз, угол и другие. Лекальный кирпич вытесывают по специальным рисункам-лекалам.

В процессе отделки нижней части основного храмового здания и цоколя, в частности, строители применяли оригинальный серый гранит, верхнюю же часть церкви облицовывали специальным отделочным камнем из Польши - радомским песчаником и лекальным кирпичом. Один из его видов, желтый митавский кирпич, обычно поставляемый методом речного сплава из Курляндии, был особенно любим Василием Косяковым и часто применялся в его проектах.

Для отделки Успенского храма использовался кирпич из желтой глины с берегов реки Лиелупе. Из-за высокой цены митавский кирпич редко использовался для облицовки фасадов, чаще им отделывали декоративные элементы зданий. Однако зодчий при строительстве Успенского храма стремился достичь яркой выразительности архитектурного ансамбля и не скупился на расходы. Результат получился отменный — солидный и представительный пятиглавый храм, высящийся над Васильевским островом и являющийся архитектурной доминантой всего района Невского устья.


Саша Митрахович 28.10.2018 12:25

Внутри Храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Внутри Храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Число прихожан и просто посетителей Успенской церкви постоянно увеличивалось, и перед Василием Косяковым стояла непростая задача: максимально увеличить внутреннее пространство храма. Для этого архитектор использовал различные методики, среди которых наиболее оригинальным и эффективным оказалось решение, принятое осенью 1896 года уже в ходе строительства: обойтись по возможности совсем без колонн, поддерживающих своды!

Косяков решил использовать систему пересекающихся арок пролетом в 10 саженей для поддержки массивного главного барабана. Это позволяло избегнуть установки на большей части интерьера пилонов - столбов с большим сечением в качестве опор и увеличить внутренний объем подкупольного пространства. Идея была абсолютно новаторской: до этого в России систему перекрещивающихся арок не использовал никто. Вдобавок арки изготавливались не кирпичными, а целиком из монолитного бетона.

Практика показала правильность такого подхода; кроме того, дополнительным бонусом архитектору стало значительное улучшение акустических свойств внутреннего храмового пространства. Вдобавок новая технология сэкономила время постройки храма на целый сезон!

Украшать внутренние интерьеры Успенского храма начали уже с 1902 года, и за 24 месяца его стены были расписаны иконами в честь Успения Божией Матери работы мастериц-сестер из петербургского столичного Новодевичьего монастыря. Кроме того, часть святынь и икон старинного письма была передана в храм непосредственно из Киево-Печерской лавры.

Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.

Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!

Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.

Поскольку местами почти 90 % оригинальных росписей погибло, использовались аналоги росписи работы дореволюционных живописцев и архивные фото росписей, в том числе из Успенского храма Киево-Печерской лавры, разграбленного и взорванного немцами в 1941 году.


Саша Митрахович 28.10.2018 12:33

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге богослужения контакты как добраться расположение на карте

Успенский храм Оптинского подворья открыт всем посетителям, в том числе и виртуальным, можно наблюдать за происходящим здесь с помощью установленной в зале веб-камеры.

Успенский храм Оптинского подворья в Санкт-Петербурге - Прямая трансляция богослужений, онлайн трансляция

Прямая Видеотрансляция из Храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге может быть интересна всем, кто желает приобщиться к православному богослужению, и особенно тем, чьи возможности передвижения ограничены.

Богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Расписание служб: с начала утреннего богослужения (в 8:00 или в 7:00, когда есть ранняя литургия) до завершения ежедневной вечерней службы (20:00).

Контакты

  • Адрес: 199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, 27а.
  • Телефон: 8 (812) 323-74-36; 8 (812) 321-00-70 канцелярия.
  • Настоятель - игумен Арсений (Мосалев).
  • Сайт: http://spb.optina.ru Электронная почта: info@spb.optina.ru

Как добраться

Общественным транспортом от ст. метро «Василеостровская» автобусами №№ 1,128; троллейбусом № ю; трамваем №№ 37, 63. Можно дойти пешком (примерно 18 мин.) - при выходе из метро направо по 7-0Й линии до набережной Лейтенанта Шмидта, еще раз повернуть направо и идти до храма.

Расположение Успенского храма на карте Санкт-Петербурга


Саша Митрахович 28.10.2018 18:51

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...