Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода вполне традиционно для конца XIV столетия. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа придвинуты довольно близко к стенам. На столпы опираются арки и паруса с поставленным на них световым барабаном. Боковые квадраты перекрыты сводами, в угловых частях своды — полукоробовые. Подкупольные подпружные арки — основные, наряду со стенами, несущие конструкции здания, они выложены из кирпича в технике XIX века, то есть представляют собой продукт уже нового времени; скорее всего, эти арки появились во время капитального ремонта, предпринятого в 1885 — 1887 годах.

Лестница на хорыВ западной стене устроена узкая каменная лестница, ведущая на хоры. Они состоят из двух угловых камер с соединяющим их деревянным переходом. Своды под камерами, подобно подпружным аркам,—тоже позднейшего происхождения; изначально здесь, вероятнее всего, были деревянные накатные потолки. В древности в камерах были приделы — в честь Троицы и во имя святых Космы и Дамиана.

В 1378 году церковь Спаса Преображения расписал сплошной росписью великий Феофан Грек. Большая часть росписи стечением времени пришла в негодность, и в XIX столетии она была закрашена. На протяжении XX века происходило постепенное открытие остатков Феофановых фресок. Фрески вполне соответствуют средневековому канону, однако манера исполнения, расположение фресок и выбор конкретных святых для изображения позволяют утверждать, что роспись выполнялась в духе христианского учения исихазма, близкого воззрениям Феофана Грека.

ПанкраторФрагменты, сохранившиеся лучше всего, находятся в куполе храма и в бывшем Троицком приделе на хорах. В зеркале купола - величественное оплечное изображение Христа Вседержителя. Лик Пантократора необычен, он предупреждает грешников о воздаянии и призывает встать на путь покаяния, полюбить «небесное». Особую роль тут играют выразительные «пробела», которые в древней иконописи использовались не только для светотеневой лепки и выявления объемов, но и для высвобождения «внутреннего света».

На переходе от купола к барабану —Силы небесные.

Третий ярус этой росписи занимает площадь светового барабана с четырьмя щелевидными окнами. В простенках в рост изображены праведники и праотцы: Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, Илия и Иоанн Предтеча. Все надписи, подсказывающие имена святых, кроме Адамовой, хорошо сохранились.

Главное изображение в Троицком приделе —Троица Ветхозаветная в верхней части восточной стены камеры; оно прекрасно сохранилось. Выполняя эту фреску, Феофан выступает как гениальный «композитор»: широко распростертые крылья центрального ангела как бы охватывают всю сцену, превращая ее в одно целое. Фоном служит обобщенно изображенный Мамврийский дуб; ангелам прислуживают Авраам (его фигура утрачена) и Сарра.

Божия Матерь ЗнамениеПод Троицей — служба святых отцов. Святые отцы, которые плохо идентифицируются и чьи изображения частично попорчены, направляются к престолу, чтобы служить Богу, известному в трех ипостасях Троицы. Тут —явная логическая связь двух изображений, верхнего и нижнего, что характерно для всей стенописи Феофана — она буквально пронизана смысловыми перекличками.

Среди других фресок северо-западной камеры хор отметим большие изображения пяти столпников на южной стене и икону Божией Матери «Знамение» над проходом, ведущим из камеры.


Саша Митрахович 10.04.2017 10:21

Читать следующую статью

Спасская церковь Новгорода график работы контакты добраться самостоятельно расположение на карте

Читать предыдущую статью

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...