История города Петропавловск-Камчатский оборона города в Крымскую войну

История города Петропавловск-Камчатский оборона города в Крымскую войну

(Петропавловский Порт; г. Петропавловск-Камчатский, Камчатская обл.)

Город расположен на восточном побережье полуострова Камчатка, на берегах Авачинской губы Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок, в 11 900 км к востоку от Москвы.

 Герб города Петропавловского Порта был утвержден 26 апреля 1913 г. Он был составлен на основе существовавшего с 1851 г. герба Камчатской области и отличался только деталями обрамления и расцветкой. Он представляет собой геральдический щит французской формы серебряного цвета. В центральной части щита изображены три красные сопки, с исходящим из них пламенем. Щит украшен золотой трехзубцовой башенной короной. За щитом находятся два скрещенных золотых якоря, соединенных Александровской лентой.

История города Петропавловск-Камчатский начинается в 1740 году, когда здесь остановилась на зимовку Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743) В.И. Беринга и А.И. Чирикова. Участники экспедиции соорудили на месте камчадальского селения Аушин Петропавловский острог, сочтя это место самым подходящим для создания базы освоения новооткрытых земель.

Названия кораблей экспедиции — «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» — дали острогу название. К началу XIX в. Петропавловск-Камчатский стал главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки. В 1822 г. Петропавловский острог был преобразован в окружной город Петропавловский Порт, который чаще называли просто Петропавловск.

В дальнейшей истории административный статус Петропавловска неоднократно менялся. Город был центром Камчатской области (1812—1822, 1849—1858, 1909—1918), окружным, уездным городом (1856—1909).

 Витус Йонассен Беринг (1681—1741) — мореплаватель, капитан-командор русского флота. Скульптурный портрет-реконструкция В.Н. Звягина

Одной из самых ярких страниц истории города Петропавловс-Камчатский стала его оборона в период Крымской войны. Одна из объединенных англо-французских эскадр под командованием контр-адмирала Прайса крейсировала в Тихом океане задолго до объявления войны. А с ее началом она взяла курс на Петропавловск, надеясь одержать легкую победу.

В составе флота противника находилось три фрегата («Президент», «Пайкс», «Форт» — 52, 44 и 60 орудий), малый фрегат («Евридика» — 32 орудия), бриг («Облигадо» — 18 орудий) и пароход («Вираго» — 6 орудий). Экипаж судов составлял 2200 человек, кроме того, на борту они несли 500 солдат морской пехоты.

К этому времени укрепления города Петропавловска состояли из 7 батарей:

  1. Батарея «Сигнальная» была расположена на мысе Сигнальном и имела на вооружении: 3 орудия 36-фунтовых и 2 бомбических 2-пудовых.
  2. Батарея «Кошечная» находилась на песчаной косе Кошке и непосредственно прикрывала вход в Петропавловский ковш: 10 орудий 36-фунтовых и 1 орудие 24-фунтовое.
  3. Батарея «Перешеечная» — на перешейке между Никольской и Сигнальной сопками: 5 орудий 24-фунтовых.
  4. Батарея «Кладбищенская» фланкировала вход в Петропавловский ковш: 3 орудия 24-фунтовых.
  5. Батарея «Озерная» прикрывала подступы к городу с севера, со стороны Озерновской косы: 4 орудия 18-фунтовых и 6 орудий 6-фунтовых.
  6. Батарея «Противодесантная» на Озерновской косе, в месте примыкания к Никольской сопке, прикрывала участок бухты к северу от города: 5 орудий 24-фунтовых.
  7. Батарея «Портовая» защищала портовые сооружения.

Гарнизон Петропавловска по штату на январь 1854 г. должен был иметь 1277 человек, но в действительности такого количества не было. Накануне битвы в Петропавловскую бухту вошли фрегат «Аврора» (44 орудия, экипаж 300 человек), корвет «Оливуца» и военный транспорт «Двина», на котором из устья Амура доставили около 300 солдат.

Оборона Петропавловска. 1854

17 августа 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. 20 августа основной удар противник сосредоточил на батареях, защищавших вход в гавань. Первой вступила в артиллерийскую дуэль с англо-французской эскадрой батарея «Сигнальная». Она почти два часа сражалась против фрегатов «Президент» и «Форт» и была разрушена до такого состояния, что ее командир в своем рапорте отмечал: «действовать орудиями невозможно». Второй приняла на себя удар «Кладбищенская» батарея. Ее гарнизон сражался с фрегатом «Пайк» и пароходом «Вираго», а после разрушения батареи «Сигнальная» еще и с фрегатами «Президент» и «Форт». Орудия батареи нанесли существенные повреждения судам противника, сама «Кладбищенская» потерь не имела и была оставлена лишь после высадки неприятелем десанта численностью до 600 человек.

Дальнейшее продвижение судов противника было остановлено огнем орудий батареи «Кошечная», а его десант был отброшен контрударом сухопутных сил. К концу дня неприятель отвел свои корабли.

24 августа боевые действия возобновились — трое суток понадобилось англо-французской эскадре, чтобы исправить повреждения, причиненные русскими орудиями, похоронить убитых, разработать новый план нападения. Наступление началось с интенсивного обстрела батареи «Перешеечная». Ее гарнизон сражался против фрегата «Форт», а затем и фрегата «Эвридика», нанес ему повреждения и утопил шлюпку с десантом.

Памятник  «Смертельной» батарееБатарея была оставлена только после того, как ее укрепления были полностью разрушены, командир смертельно ранен, а многие из личного состава убиты и ранены. Затем отвагу проявили воины батареи «Противодесантная». Она приняла удар фрегата «Президент» и парохода «Вираго» и нанесла им серьезные повреждения. Была оставлена после того, как ее орудия были уничтожены превосходящим артиллерийским огнем. После этого на побережье высадился десант противника численностью около 700 человек и направился в сторону города. Однако батарея «Озерная» беглым огнем своих пушек остановила колонны неприятеля, нанесла ему потери, заставила повернуть с узкой песчаной отмели на заросшие лесом крутые склоны Никольской сопки, где они встретились с упорным сопротивлением солдат гарнизона города. Не выдержав напора русских бойцов, противник бежал. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 27 августа покинули Авачинскую губу.

С окончанием Крымской войны главным русским портом на Дальнем Востоке стал Николаевск-на-Амуре, затем, с 1871 г., — Владивосток. Петропавловский порт оказался в стороне от морских торговых маршрутов и стал приходить в упадок и запустение.


Саша Митрахович 15.12.2016 10:23

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...