Кижский погост в XX веке Последняя литургия

Кижский погост в XX веке Последняя литургия

В начале XX века Кижи получили всероссийскую известность. Сюда зачастили живописцы, исследователи, архитекторы.

Революционные «новшества» дошли до Кижей не сразу. В 1920 году Кижский погост поставили на государственный учет как памятник архитектуры, что, однако, не помешало проведению богослужений. Только в 1935 году сельсовет организовал по семнадцати местным колхозам голосование о закрытии кижских церквей. Что характерно, за закрытие проголосовали лишь восемьдесят человек, а за то, чтобы служба в храмах продолжалась, — тысяча. Но голосование оказалось лишь пустой формальностью.

Несмотря на недвусмысленно высказанную волю колхозников, в феврале 1937 года власти постановили закрыть Преображенскую церковь для прихожан, оставив, впрочем, в их пользовании Покровскую. Кижане писали жалобу в Москву, которая, конечно, помочь уже не могла. Осенью 1937 года в Преображенском храме отслужили последнюю литургию. Вскоре после этого был арестован последний настоятель кижских храмов о. Алексий Петухов. Через месяц его расстреляли. Так прекратилась служба и в Покровской церкви.

Кижский погост в Великую Отечественную

Во время Великой Отечественной войны Кижи оказались на оккупированной финскими войсками территории. Финны к попавшим в их руки памятникам архитектуры отнеслись рачительно (даже слишком — вывезли все иконы из иконостаса Преображенской церкви в Финляндию), а вот людям пришлось гораздо тяжелее. Многие кижане прошли через концентрационные лагеря, устроенные финнами для русского населения Карелии. Вернуться на родную землю после ухода оккупантов довелось не всем.

Реставрация Кижского ансамбля

В августе 1945 года на Кижи прибыла экспедиция архитекторов и реставраторов, по результатам которой был составлен план первейших аварийных работ. Они начались в 1947 году, а с 1949 года проводились силами специальной проектно-реставрационной мастерской. В нее входили, в частности, местные плотники, перенявшие от отцов и дедов традиции мастерства. Руководил реставрацией московский архитектор А. В. Ополовников, принявший решение вернуть — насколько это возможно — храмам первоначальный облик, «заретушированный» позднейшими поновлениями.

Работы в целом завершились к концу 1950-х годов. Тогда же, в 1959 году, было утверждено положение об архитектурном заповеднике на Кижах, и началось «собирание» деревянных строений из окрестных деревень.

Кижский погост как Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Всемирное наследие

Интерес к кижским памятникам постепенно возрастал, выходя за границы научно-художественного сообщества. Способствовало тому увлечение Русским Севером, распространившееся в среде советской интеллигенции в 1960-е годы. И на Кижи, приобретшие в 1969 году статус Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, началось настоящее паломничество — причем международного масштаба.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Саша Митрахович 09.01.2017 09:59

Читать предыдущую статью

Ансамбль Кижского погоста в XIX веке

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...