Клименецкий монастырь

Клименецкий монастырь

На фото: часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» (вторая половина XVIII века).

Ближайшей подлинной святыней для прихожан храмов Кижского погоста были сокрытые под спудом мощи преподобного Ионы, основателя Клименецкого монастыря на одноименном острове в нескольких верстах от Кижей.

К сожалению, ансамбль Клименецкого монастыря не дошел до наших дней, и теперь на Большом Клименецком острове внимание путешественников останавливают лишь несколько часовен и гражданских деревянных построек.

Спасо-Преображенская церковь на Кижах не обладала какими-либо особенными святынями, которые служили бы объектом паломничества. «За святостью» жители окрестных деревень шли в близлежащий Свято-Троицкий Клименецкий монастырь. Основанный в XVI столетии преподобным Ионой Клименецким на южной оконечности Большого Клименецкого острова, он был центром притяжения для крестьян Заонежья и важной вехой в паломничестве к Соловецким чудотворцам, традиционном для северных краев.

История Клименецкого монастыря

Клименецкий монастырь на гравюре конца XIX века

Судьба Клименецкого монастыря во многом схожа с судьбами других малых обителей, изобильно рассеянных по Русскому Северу. В 1760-е годы он, обедневший и обезлюдевший вследствие государственной политики, направленной на уменьшение числа монастырей и ослабление Церкви как крупного землевладельца, был закрыт. Правда, произошло это не в 1764 году, когда прекратили свое существование многие небольшие обители, а несколькими годами позднее, что было связано с особым участием, которое проявила к Клименецкому монастырю императрица Елизавета Петровна.

Вот как об этом рассказывается в «Истории Клименцкого монастыря» (1900):

«В царствование императрицы Елизаветы Петровны, на пути в Соловецкий монастырь, привелось заехать в Клименцкую обитель одной приближенной к императрице фрейлине, которая по возвращении в Петербург доложила государыне о Клименцкой обители, что мощи преподобного ее основателя почивают под спудом в земле, не имеют приличной гробницы и лежат под кровлею ветхой часовни. Императрица, узнав о том, немедленно послала казну свою на сооружение каменной церкви вместо часовни над мощами ктитора Ионы. Гробница над мощами преподобного действительно была устроена 1743 года Октября 14 дня».

Составитель «Истории» оговаривается, однако, что таково предание, а из монастырских документов выясняется версия более прозаическая: что некий вкладчик Вонифатий Митрофанов испросил у императрицы 1063 рубля на построение каменной церкви над мощами преподобного Ионы, деньги он получил и передал в монастырь.

Но, так или иначе, участие императрицы в построении каменного храма в Клименецкой обители неоспоримо, что подтверждается его освящением в честь праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя.

Увы, пиетет перед памятью государыни отсрочил закрытие Клименецкого монастыря лишь до 1769 года, после чего он был обращен в приход. Тем не менее паломники все равно посещали упраздненную обитель, чтобы поклониться мощам ее основателя.

Восстановление Клименецкого монастыря

Восстановление Клименецкого монастыря связано с деятельностью первого Олонецкого владыки — архиепископа Игнатия (Семенова; 1791— 1850). Уже в 1831 году он обратил внимание на пришедшие в ветхость монастырские церкви (их было три — две деревянные и одна каменная над мощами прп. Ионы), а затем озаботился тем, чтобы приписать их к Олонецкому архиерейскому дому, что и было совершено в 1833 году. Благодаря этому удалось обновить церкви и другие здания обители и возродить в ней монашескую жизнь.

Самостоятельность Клименецкий монастырь обрел в 1860 году. Имея статус заштатного, он существовал довольно скромно. Несколько человек братии жили, руководствуясь общежительным уставом, и жизнь их, в сущности, почти не отличалась от крестьянской — за тем лишь исключением, что монахи, помимо крестьянских трудов, несли еще труд молитвенный.

Существенное затруднение для обители состояло в том, что ближайшее окрестное население составляли почти сплошь старообрядцы, имевшие мало усердия к православному монастырю. Видимо, именно это обстоятельство подвигло настоятеля Клименецкого монастыря о. Варнаву (Накропина; 1859—1924) организовать в 1901 году миссионерские курсы, призванные подготовить слушателей к «сражению» и с расколо-учителями, и с невежественным полуязыческим обрядоверием местных жителей.

Вообще, роль иеромонаха Варнавы видится весьма значительной в позднейшей истории Клименецкого монастыря. В 1902 году он был представлен вдовствующей императрице Марии Федоровне и с тех пор не порывал связей с августейшим семейством, известным своей щедрой благотворительностью.

Увы, в том же 1902 году сильный пожар пошатнул благосостояние монастыря. Через некоторое время все жилые и хозяйственные здания были отремонтированы, но это не спасло обитель от упадка. О. Варнаву вскоре перевели архимандритом в более значительный Палеостровский монастырь, и с его уходом иссяк поток «петербургских» пожертвований. В 1906 году Клименецкий монастырь преобразовали в женский, но ренессанса не получилось. На него просто не хватило времени: после революции обитель преподобного Ионы была, как и многие другие, уничтожена.


Саша Митрахович 10.01.2017 10:39

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...