Крепость Владивосток история фото описание

Крепость Владивосток история фото описание

Город Владивосток расположился амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря, в 9300 км к востоку от Москвы.

 Первый официальный герб Владивостока был утвержден 16 марта 1883 г., когда город входил в Приморскую область. Он представляет собой геральдический щит французской формы зеленого цвета. В центральной части щита изображен поднимающийся по серебряной скале золотой с черными полосками, красными глазами и языком уссурийский тигр. В верхнем левом углу щита (вольной части) в серебряном квадрате находится изображение фрагмента герба Приморской области. Щит увенчан золотой трехзубцовой башенной короной. За щитом находятся два скрещенных золотых якоря, соединенных Александровской лентой.

В 1860 г. на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой российского парусника «Маньчжур» был основан военный пост, получивший название Владивосток, от слов «владеть» и «Восток», по модели появившегося в конце XVIII в. названия крепости Владикавказ. С этого времени начинается история крепости Владивосток и самого города Владивосток.

В 1871 г. в крепость Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра.

В 1878 г. заведующий инженерной частью Восточно Сибирского военного округа П.Ф. Унтербергер после поездки по городам Приморья предложил создать во Владивостоке морскую крепость: построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города, и установить современные артиллерийские системы. На рассмотрение его докладной записки ушло почти десять лет.

За этот период, в 1880 г., Владивосток был выделен в особое «военное губернаторство» и признан городом, а в 1888 г. он был назначен административным центром Приморской области. Только на следующий год на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кайзерфлаг — Владивосток получил статус крепости. С этого момента начинается официальная история строительства Владивостокской крепости.

Крепость ВладивостокПроект линии сухопутной обороны Владивостокской крепости был разработан в 1899 г. под руководством известного русского фортификатора, полковника К.И. Величко.

Крепость Владивостока должна была пройти от Амурского до Уссурийского залива, поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3—5 км от бухты Золотой Рог. Оборонительная линия представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов. Кроме того, морские подступы к Владивостоку должны были защитить береговые батареи. Они были выполнены в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устанавливали убежища для артиллеристов и хранилища припасов. 18 февраля 1900 г. план получил «Высочайшее утверждение» императора Николая II, и уже к 1904 г. он был практически полностью реализован.

26 января 1904 г. крепость Владивосток была объявлена на военном положении. 22 февраля 1904 г. японская эскадра под командованием вице-адмирала Камимуры подошла к городу и открыла артиллерийский огонь, выпустив около 200 снарядов по жилым постройкам и оборонительным сооружениям. Хотя ущерб от этого обстрела был минимальный, все же он показал просчеты, которые были допущены при строительстве линии обороны проекта 1899 г.

С учетом опыта обороны Порт-Артура был разработан новый план строительства укреплений крепости Владивостока, к реализации которого приступили в 1910 г. Новая линия обороны пролегла в 15—20 км от бухты Золотой Рог и состояла из мощных опорных пунктов — фортов. Толщина их стен доходила до 4 м, что обеспечивало защиту при обстреле 420-мм орудиями.

В качестве препятствия против штурма форты имели рвы, простреливаемые пушечным огнем из специальных казематированных построек — кофров. Основными боевыми сооружениями фортов были бетонные брустверы, на которых располагались стрелки. Под брустверами в едином с ними бетонном массиве располагались галереи-убежища для дежурных частей. Для отдыха гарнизонов в тыльных частях фортов предполагалось возвести казармы. Все части фортов соединялись подземными галереями-потернами.

Крепость ВладивостокКак считают специалисты, точное соответствие форм фортов крепости рельефу местности, тщательно продуманные условия, обеспечивающие максимальное сохранение личного состава от обстрела из артиллерии самых крупных калибров, опережали современное состояние военно-инженерной мысли на 15—20 лет и являлись «чудом инженерного искусства» русских фортификаторов. Работы по модернизации оборонных объектов крепости Владивосток были в основном закончены к 1914 г.

В период Первой мировой войны темп работ снизился, а в 1917 г. строительство остановилось совсем. В годы Гражданской войны Владивостокская крепость многократно переходила из рук в руки, но ее штаб и управления функционировали до 1923 г. Основными долговременными укреплениями береговой обороны Владивостокской крепости в этот период являлись батареи и противодесантные капониры.

Береговые батареи Владивостока строились по побережью и предназначались для предотвращения высадки десантных частей противника и обороны подступов крепости со стороны моря во взаимодействии с кораблями охраны. Противодесантные капониры предназначались для уничтожения десанта противника при высадке.

Кроме оборонительных сооружений крепость имела большое количество казематированных подземных пороховых погребов, казематированный мясо-холодильник, разветвленную сеть дорог, включая канатную подвесную, аэродром, эллинг для дирижабля, казармы, гарнизонные церкви, штабные помещения и т. д., что позволяло в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника в течение длительного времени.

Владивостокская крепостьВ 1923 г. Владивостокская крепость по условиям соглашения с Японией была упразднена. Однако уже в 1932 г., в связи с обострением международной обстановки на Дальнем Востоке, началось повышение ее огневой мощи. В частности, на старых крепостных артиллерийских позициях были оборудованы новые батареи, на вооружении которых стояли 152-мм пушки Канэ и 130-мм пушки Б-13. На Русском острове и на острове Попова были построены дополнительные батареи, вооружение которых составили 12 новейших 180-мм артиллерийских установок МО-1-180. В это же время построили мощнейшую на Тихоокеанском флоте башенную береговую батарею им. Ворошилова, на вооружении которой находилось шесть 305-мм пушек. Масса снаряда такого орудия равнялась 471 кг, а дальность полета доходила до 35 км.

Кроме того, по предложению коменданта Береговой обороны Дальнего Востока А.Б. Елисеева, огневая мощь дальнобойных береговых батарей крепости Владивосток была дополнена огнем пулеметов и малокалиберных пушек, установленных в бетонных долговременных огневых точках (дотах). Как правило, такие огневые точки имели толщину лобовых стен 1,5 м, боевого покрытия — 90 см, и, по расчетным характеристикам, могли выдерживать прямое попадание 152-мм снаряда (в реальности они могли бы выдержать и единичные попадания 203-мм снарядов). Амбразуры оборудовались броневыми заслонками, способными выдержать прямое попадание снаряда 45-мм пушки.

В годы Второй мировой войны количество батарей и долговременных огневых точек Владивостокской крепости было значительно увеличено. При этом широко использовался опыт обороны Севастополя, который показал, что стационарные двухорудийные береговые артиллерийские батареи, вооруженные морскими 130-мм пушками Б-13 и 100-мм пушками Б-24, установленными в открытых железобетонных двориках, обладали достаточно высокой живучестью. Они могли вести эффективный огонь на 360 градусов, в то время как те же орудия, смонтированные в бетонных казематах, при отсутствии сильного пехотного прикрытия легко блокировались и уничтожались. Кроме того, в окрестностях города было создано несколько укрепленных районов, которые преобразовали в сектора береговой обороны и объединили в береговую оборону Главной базы Тихоокеанского флота.

Крепость ВладивостокВ конце 1969 г., учитывая политическую нестабильность в отношениях с Китаем, советское правительство приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района, задачей которого являлась защита города и главной базы Тихоокеанского флота. В ходе усиления огневой мощи оборонительных сооружений крепости старые орудия были заменены орудиями Б-13 третьей серии. Всего было введено в строй более 20 батарей, на которых установили до девяноста 130-мм орудий. В дворики двухорудийных береговых артиллерийских батарей разместили 85-мм универсальные пушки 90-К.

Кроме того, количество орудий на старых батареях увеличили до четырех, для чего возвели новые кольцевые бетонные дворики упрощенной конструкции, уплотнив тем самым расположение орудий.

В конце 1993 г. Владивостокский укрепрайон по решению руководства страны был упразднен.


Саша Митрахович 16.12.2016 09:25

Поделиться с друзьями:

Коментарии (0)

Каптча