Кругобайкальская железная дорога строительство

Кругобайкальская железная дорога строительство

Великий Сибирский путь начали строить в 1891 году. Первые поезда через станцию Обь, рядом с которой вскоре вырос Новониколаевск, пошли в конце 1894 года. Но за самые трудные участки Транссиба пока не брались, предполагая одолеть их в конце работ. Одним из таких участков была Кругобайкальская железная дорога.

Строительство Кругобайкальской железной дороги

Вообще говоря, Кругобайкальской железной дорогой изначально назывался отрезок Транссиба от Иркутска до Мысовой (нынешний город Бабушкин в Бурятии), однако с течением времени это название закрепилось за 90-километровым участком от станции Байкал до станции Култук (близ Слюдянки). Если мы взглянем на карту, то увидим, что при такой прокладке пути дорога делает резкий зигзаг, идя сначала берегом Ангары до станции Байкал, а потом берегом «славного моря» — до Слюдянки. Объясняется принятое решение весьма просто — тянуть дорогу напрямую от Иркутска до Слюдянки через горы оказывалось делом гораздо более долгим и дорогостоящим, нежели вывести ее в обход через озеро Байкал.

Впрочем, и выполнение этой задачи отзывалось настоящим подвигом — в подобных условиях никто и никогда еще железные дороги не строил: не случайно до революции «приозерный» участок Кругобайкальской называли «золотой пряжкой», соединившей тогдашний «разрыв» Транссиба (до пуска в эксплуатацию этого отрезка поезда перевозили от станции Байкал до Мысовой водой, посредством парома).

Кругобайкальская железная дорога строительство

Масштабы строительства дороги

Чтобы понять масштабы почти нечеловеческого усилия, благодаря которому появилась железнодорожная ветка, идущая вдоль Байкала, достаточно привести лишь некоторые цифры: в ходе работ воздвигли 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью около 9-ти километров (самый протяженный — 807 м), 14 километров подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. И все это — за два года и три месяца: уже в сентябре 1904 года здесь пошли поезда.

Кругобайкальская железная дорога сегодня имеет статус архитектурно-ландшафтного заповедника.

После строительства в 1950-х годах Иркутской ГЭС (железнодорожный путь вдоль Ангары при этом был затоплен) и прямой «железки» через горы от Иркутска до Слюдянки, Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую ветку. Ныне она практически не используется, приобретя мемориальное значение — еще в 1982 году ей присвоили статус архитектурно-ландшафтного заповедника.


Саша Митрахович 07.12.2017 07:29

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии (0)

Каптча