Мурованковская церковь-крепость основание и история храма

Мурованковская церковь-крепость основание и история храма

Немало горьких вех в истории маломожейковского храма. Стены его хранят следы шведских ядер, помнят казачьи разорения. В униатский период насильно отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иосафата Кунцевича, а священники — терпеть прямые издевательства от всесильных помещиков.

Маломожейковская церковь-крепость основание храма

Согласно неподтверждённым данным, деревянная церковь здесь появилась не позднее начала XVI века. И это неудивительно, ведь практически не существовало мест, где бы каменная церковь ставилась на пустом месте. Чаще всего – на месте существовавшего ранее храма.

Церковь была построена в 1524 году неподалёку от нынешней деревни Малое Можейково, почему и называется нередко Маломожейковской. Скорее всего, рядом находилась какая-то деревня, однако нынешнее название населённого пункта – Мурованка – скорее всего было связано именно с появлением первого каменного – «мураванага» - сооружения. Тем более, что, несмотря на свою основную функцию – оборонительную – каменная церковь выглядела весьма привлекательно не только изнутри, но и снаружи.

Под Речью Посполитой

Мурованковская церковь-крепость основание и история храма

Доуниатский период существования храма известен мало, не имеется никаких сведений ни о его убранстве, ни о духовенстве, служившем в нем. Несколько яснее прослеживается состояние церкви (и перемены в ней) начиная со второй половины XVII века. К этому времени она несколько раз подвергалась разорениям от казаков — особенно серьезному в 1656 году.

Большинство украшений, которые мы наблюдаем сегодня, появились после обновления этого сооружения, в 1656 году, когда во время войны Речи Посполитой с Российской империей храм был значительно повреждён. Тогда же появились и новинки в виде притвора, а башни с запада стали выше.

Позднее храм подвергался нападению войск Карла II, и долго стены его хранили видимые следы, оставленные шведскими ядрами. Отчасти сохранившиеся описания маломожейковского храма этой поры говорят о том, что внутренность его была «начинена» латинскими новшествами: здесь, к примеру, имелись иконы Игнатия Аойолы и Иосафата Кунцевича. Общее состояние его было близко к аварийному.

Можейковскими помещиками в это время были Костровицкие. Будучи католиками, они немало досаждали Богородицкой церкви, унижали униатское духовенство, стремились полностью изгнать из храма восточный обряд, не брезгая прямым насилием. В особенности усердствовал в этом отношении Казимир Костровицкий, оставивший по себе память человека крайне жестокого. Храм между тем ветшал.

В составе Российской империи и после революции

В 1804 году его, дорогой из Вильны в Гродно, осматривал Александр I. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести ее ремонт. Дело затянулось на десятилетия. Только в начале 1870-х годов, уже много после воссоединения униатов с Православной Церковью, был произведен ремонт на ассигнованные правительством средства, после чего храм заново освятили.

До 1923 года маломожейковская церковь действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костелом он оставался до 1939 года, затем пришел в запустение. После войны здесь находился зерносклад. В 1989 году церковь возвратили православным.


Саша Митрахович 07.05.2015 11:27

Читать следующую статью

Мурованковская церковь-крепость внутреннее убранство

Читать предыдущую статью

Мурованковская церковь-крепость фото история или Маломожейковская церковь-крепость

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...