Ново-Иерусалимский монастырь

Ново-Иерусалимский монастырь

Для того чтобы попасть в Палестину, к святым библейским местам, не обязательно отправляться в Израиль.

Полтора часа езды от Москвы в сторону города Истры, станция Новоиерусалимская — и можно спрашивать встречных прохожих, как пройти на Голгофу. Конечно, речь идет не о той самой горе, на которой стоял крест с распятым Спасителем. Однако связь здешних мест с Иерусалимом и древней Палестиной имеется. Не случайно именно в этом месте находится уникальный Ново-Иерусалимский монастырь.

Он возник в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. К тому времени набравшее силу Московское государство начало воспринимать себя преемником древней Византии.

Москву стали считать духовной столицей вселенского православия и называли «Третьим Римом». Новый Иерусалим — своеобразная уменьшенная копия далеких святых мест, связанных с жизнью Христа. Идея создания монастыря, который напоминал бы прихожанам о Палестине, возникла у патриарха Никона. Эта мысль понравилась Алексею Михайловичу. По одной из версий само название монастыря «Новый Иерусалим» предложил именно Алексей Михайлович — отец будущего императора Петра I.

Для реализации смелого замысла Никон выкупил у боярина Романа Боборыкина землю на высоком берегу извилистой реки Истры. Она была переименована в Иордан — речку, в водах которой был крещен Иисус.

Местная гора стала Фавором — так называлась гора неподалеку от библейского Назарета, где господь явился ученикам во всем блеске своей божественной силы. Сад на берегу Истры стал называться Гефсиманским. Как рассказывает Библия, в настоящем Гефсиманском саду у старого Иерусалима был арестован Иисус...

В самом монастыре тоже имеются диковины. Построенный во второй половине XVII века Воскресенский собор напоминает о храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Внутри нечто подобное знаменитой Кувуклии — часовенке, в которой в Иерусалиме ежегодно совершается чудо сошествия небесного огня в субботу Страстной недели. С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. Согласно легенде, мать римского императора Константина I нашла остатки креста, на котором был распят Спаситель. Из главного собора Ново-Иерусалимского монастыря в подземную церковь ведут тридцать три ступени — по числу земных лет жизни Иисуса.

При жизни Никона некоторые его недоброжелатели (а их у патриарха хватало) полагали всю его затею с Новым Иерусалимом кощунственной. Считали, что Никон хочет стать Иерусалимским патриархом. Теперь мы знаем, что небольшие модели Рима или прочих городов мира привлекают к себе толпы туристов. В оригинальном Ново-Иерусалимском монастыре паломников всегда было много. В декабре 1941 года многие здания монастыря были взорваны гитлеровцами. Их реставрация началась вскоре после победы над гитлеровской Германией. В 1994 году весь архитектурный комплекс Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был возвращен церкви.


Саша Митрахович 24.01.2016 13:40

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Грандиозный Воскресенский собор — главный храм Ново-Иерусалимского монастыря. Ничего подобного в русском зодчестве нет, ибо сама его идея не принадлежит русскому зодчеству. Собор создан по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме, повторяет его и композиционно, и с точки зрения объемов: огромная полуротонда с шатром, собственно «тело церкви», башня колокольни с юга, подземный храм с востока.

История собора поистине трагична. При Никоне его возвели под своды, потом грянула опала, и строительство Нового Иерусалима стало одним из пунктов обвинения, выдвинутого Патриарху: идею сочли противоречащей церковным канонам. Никон напрасно оправдывался, что творил не бездумную копию, а ту самую «икону Палестины» — сам он отправился в ссылку, а его монастырь — в забвение. Обитель даже запретили именовать Новым Иерусалимом.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыряДесять лет спустя политическая линия поменялась, но возвращенный из ссылки Никон до московских земель уже не доехал — умер в пути, под Ярославлем. Собор же достроили, освятили в 1685 году, но злоключения его на этом не закончились.

В 1723 году, в праздник Вознесения Господня, огромный шатер рухнул, развалив стены ротонды до земли. По счастью, служители и молящиеся в тот момент находились на Елеонской горе... Синод принял донесение о катастрофе к сведению и... проигнорировал его. Три года спустя пожар уничтожил кровлю полуразрушенного храма. Лишь к 1732 (!) году разобрали завалы, начали восстанавливать ротонду... Работы длились более десяти лет, в 1744 году — снова остановка. Поставил новый шатер (повторив его в общих чертах, но с уклоном в барокко) в 1756—1759 годах архитектор К. И. Бланк по проекту В. В. Растрелли.

Двести лет храм простоял как есть, его не тронули большевики, превратив собор в музей. Но грянула Великая Отечественная война. В конце ноября 1941 года фашисты вошли в Истру. В ходе контрнаступления под Москвой их вышвырнули из города, однако, отступая, 10 декабря гитлеровцы взорвали собор. Погиб шатер ротонды, упала колокольня, обрушилась внутрь центральная глава, после чего вспыхнувший пожар уничтожил интерьер с иконостасом и всеми иконами. Варварство «просвещенных европейцев» было столь чудовищно, что разрушение Нового Иерусалима немцам припомнили на Нюрнбергском процессе.

Восстановление собора шло мучительно долго. Еще в 1970-е годы это были руины. В конце восьмидесятых начали реанимировать шатер, но с использованием металлоконструкций и листового железа, что, например, заранее критиковал знаменитый реставратор П. Барановский. Колокольню восстановили только в 2014-м, но к тому времени шатер вновь одели в леса.

История реконструкции рискует стать вечной.

Подземная церковь свв. Константина и Елены в Ново-Иерусалимском монастыре

Ново-Иерусалимский монастырь: Воскресенский собор и Константино-Еленинская церковь.

Собор Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре представляет собой весьма сложное сооружение. По сути это целый комплекс соединенных между собой построек. К четырехстолпному крестово-купольному одноглавому храму, составляющему основной объем здания, с востока пристроена подземная церковь свв. Константина и Елены. Собственно, этот ансамбль является доминантой монастырского комплекса. Это своеобразно воплощенное в камне «кредо» Патриарха Никона, гимн идее симфонической гармонии власти церковной (Воскресший Спас) и царской (Константин и Елена). То, что храм Константина и Елены «убран» под землю, взрастая оттуда, сливаясь своими куполами с собором в едином ансамбле, — вполне прозрачное указание на то, какими должны быть отношения властей церковных и светских.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, внешне «шумная», даже затмевающая своим многоглавием Воскресенский собор, в сравнении с ней очень аскетичный, внутри лаконична и скромна: строгая лестница ведет вниз, само помещение церкви не отличается большими размерами. А собор, наоборот, оказывается слеплен из множества храмов-приделов, в которых вполне легко запутаться.


Саша Митрахович 28.01.2018 09:11

Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим в Ново-Иерусалимской обители

Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим в Ново-Иерусалимской обители

Ново-Иерусалимский монастырь: святые врата с надвратным Входоиерусалимским храмом.

Главные ворота обители с надвратной церковью построены чуть позже стен, закончены к 1697 году. Надвратная церковь весьма симметрична. Четверик над святыми вратами окружен полукруглыми выступами, образующими основание храма.

Два ряда окон, идущих по четверику, украшены вертикальными барочными наличниками. Два верхних глухих восьмерика малы и почти не декорированы, если не считать небольшие колонки. Увенчан храм удивительно пропорциональной граненой луковкой. Внутри он необыкновенно светел и прекрасно ориентирован в высоту.


Саша Митрахович 26.02.2018 11:50

Христорождественский храм с трапезной в Ново-Иерусалимской обители

Христорождественский храм с трапезной в Ново-Иерусалимской обители

Христорождественская церковь в Ново-Иерусалимской обители с трапезными палатами возводилась в 1686—1692 годах. В 1698 году с юга к комплексу пристроили больничные палаты. В начале XVIII века поверх больничных палат вырос царский дворец.

Христорождественский храм был построен двухэтажным: верхняя, летняя, церковь сообщалась с палатами, а нижнюю, теплую, окружала открытая паперть, позже замененная аркадой с элементами классицистического декора (вообще же церковь декорирована вполне в стиле московского барокко). В 1941 году храм почти не пострадал. В 1997 году его заново освятили.


Саша Митрахович 26.02.2018 11:52

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...