Меню Сайта

Авторизация



регистрация | забыл пароль

Свежий анекдот

А твоя жена знает, что я тебя пригласил на обед?
Еще бы, из за этого у нас утром был страшный скандал.

Мы в социальных сетях!

Авторизация

ВЫ ЗДЕСЬ : Турция → Сказки Дервишей

Сказки Дервишей

Сказки Дервишей

Кто такой дервиш

Суфизм, отшельничество, обет безбрачия и отказ от собственности - вот визитная карточка дервиша. Странствующий нищий дервиш или живущий в обители, не имеют права просить милостыню, должны полностью подчиняться учителю и искать духовное совершенство от сердца, а не от ума.
Дервиш - это одновременно и мусульманский прототип монаха, и странствующий нищий, и факир, лекарь, прорицатель для беднейших слоев населения стран исповедывающих ислам. Многообразие сущностей дервиша складывалось веками, начиная, примерно с VIII века. Дервиши живут и продолжают поиск духовного совершенства на территории Пакистана, Индии, Ирана, некоторых стран юго-восточной Азии и северной Африки.

В 1965 году в Англии была опубликована книга под названием «Легенды суфиев», записанная в XIV столетии Афлаком в виде сборника «Деяния адептов», и повествующая о дервишах ордена Мевлевийа и их предполагаемых учениках, пересказывающих истории Джалалуддина Руми, Авада Афифи Тунисского и многих других.

На востоке традиционно повторяется важное утверждение о связи Руми с западными мистиками и мыслителями, что признают и современные академические исследователи. Истории Руми появляются в сказках Г. X. Андерсена, Джестера Монорма и даже у Шекспира.

Одни из них представляют собой волшебные сказки, другие описывают действительные события, третьи, «иллюстративные», значение которых связано с различными психологическими процессами.

Такие истории получили название «творчество дервишских ученых».

Как возникло предание:

Такие разные дервиши

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях (текие, ханака). В любом случае, дервиши не должны иметь собственности, обязаны полностью подчиняться учителю (шейху) и, в идеале, соблюдать обет безбрачия. Существуют, однако, дервиши, которые имеют свое ремесло или должность, свои дома и семьи и живут вне стен обители. В этом случае, они должны быть щедры, гостеприимны, готовы расстаться с имуществом, ибо все принадлежит Аллаху. Им вменяется совершать особые молитвы братства в определенные часы и посещать обитель 2-3 раза в неделю и по религиозным праздникам.

Давным-давно существовал город, состоящий из двух параллельных улиц. Однажды один дервиш перешел с одной улицы на другую, и жители этой улицы заметили, что глаза его полны слез. «Кто-то умер на соседней улице», - закричал один из них, и тут же все дети, игравшие поблизости, подняли крик.

На самом же деле дервиш плакал от того, что незадолго до этого чистил лук.

Но шум все нарастал, и его вскоре услыхали на соседней улице. Жители обеих улиц были так опечалены и испуганы, вообразив, что у соседей несчастье, что не решились даже поинтересоваться о причине переполоха. Один мудрый человек, пытаясь успокоить их, посоветовал им спросить друг у друга, что случилось. Слишком возбужденные, чтобы внять его совету, они отвечали: «Мы и так знаем, что наших соседей постигло большое несчастье».

Это известие распространилось со сверхъестественной быстротой, и вскоре уже никто из жителей двух улиц не сомневался, что у соседей стряслась беда.

Немного придя в себя, и те и другие решили немедленно покинуть эти места, и таким образом спасти свои жизни. Обе общины снялись со своих насиженных мест и направились в противоположные стороны.

С тех пор прошли века, и город тот по-прежнему безлюден. По обе стороны от него, недалеко друг от друга, расположены два селения. Жители обоих селений из поколения в поколение передают предание о том, что когда-то вовремя убежали из обреченного города, в котором жили, и спаслись от неизвестного бедствия.

Филолог и Дервиш

Суть религиозного убеждения дервишей

Дервишей объединяет стремление к отшельнической жизни и суфизм - одно из основных направлений мусульманской философии. Главная идея последнего в индивидуальном достижении связи с Богом, в очищении сердца от всего кроме Бога. Пути достижения духовного совершенства могут выражаться в молчаливом, углубленном созерцании, в общих молениях вслух, сопровождающихся пением, в ритуальных, с религиозным подтекстом, танцах под музыку. Мистический экстаз идуший от чистого сердца помогает больше, чем попытки интеллектуального осмысления учения.

Как-то темной ночью один дервиш, идя по дороге, услыхал крик о помощи, доносившийся со дна заброшенного сухого колодца.
- Эй, что случилось? - закричал дервиш в колодец.
- Видите ли, я филолог, - ответил голос, - не найдя в темноте дороги, я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда выбраться.

- Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, - ответил дервиш.
- Подождите минутку, - закричал филолог, - вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу вас исправить его.
- Ну что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам будет лучше побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, - ответил дервиш и пошел своей дорогой.

Райская вода

Ордена дервишей

Известно более 70 орденов дервишей, основанных именитыми старейшинами, или шейхами. Старейшим из них считается орден эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена - это эдгемиты, бекташи и сакати. Существуют и секты отступающие от основных законов ислама, т.н. свободные (асад) или беззаконники (бишер). Набожные мусульмане приносят богатые дары или вклады в обители относящиеся к тем или иным орденам. Однако, о своем одеянии дервиши должны заботиться самостоятельно. Цвет одежды выбирается черный или темно-зеленый; у шейхов - белый и зеленый. Голову дервиши покрывают тюрбаном различной формы.

Бедуин Харрис и его жена Нафиса кочевали от стоянки к стоянке, разбивая свою потрепанную палатку в тех местах, где им попадались хотя бы несколько финиковых деревьев, колючий кустарник для их верблюда или родничок солоноватой воды. Так они жили в течение многих лет. Все дни Харриса были похожи один на другой, и редко что-нибудь нарушало их привычное течение: он ловил обитающих в пустыне зверьков ради их шкурок и плел веревки из пальмовых волокон для продажи встречным караванщикам.

Но вот однажды Харрис нашел в песках новый источник. Он зачерпнул в ладони немного воды и попробовал ее. Вода настолько отличалась от обычной воды, которую он привык находить в пустыне, что она показалась ему райской. Нам эта вода показалась бы отвратительной и соленой, но Бедуин был от нее в восторге.
- Эту воду, - сказал он себе, - я должен отнести тому, кто оценит ее по достоинству.
И Харрис тут же поспешил в Багдад ко двору Гарун аль-Рашида, наполнив водой два бурдюка, - один для себя, другой для халифа. Днем и ночью он гнал без устали своего верблюда, останавливаясь лишь затем, чтобы подкрепиться сухими финиками. Очутившись в Багдаде, Бедуин направился прямо ко дворцу повелителя. Стражники у ворот выслушали его, и только потому, что так было заведено при дворе Харуна, провели его в тронный зал.
- О, повелитель правоверных, - обратился Харрис к халифу, - я - бедный бедуин, и хорошо знаю все источники в пустыне, хотя и мало что смыслю в чем-нибудь другом. Я нашел источник райской воды и подумал, что вода его достойна такого великого мужа, как ты. Не откажись же принять мое подношение.

С этими словами он передал Гаруну аль-Рашиду бурдюк с водой.

Гарун Справедливый попробовал воду и тут же, поняв в чем дело, ибо хорошо знал свой народ, приказал страже увести Харриса и не отпускать, пока он не вынесет решение.

Затем халиф вызвал к себе начальника дворцовой стражи и сказал ему: «То, что для нас пустяк, для него - все. Выведи этого бедуина под покровом ночи из дворца, чтобы он не увидел могучей реки Тигр, и не отходи от него ни на шаг, пока вы не доберетесь до его стоянки. Он ни в коем случае не должен испробовать сладкой речной воды. Когда вы окажетесь на месте, поблагодари его от моего имени и передай в подарок от меня тысячу золотых. Скажи, что он назначается хранителем источника райской воды и, во имя повелителя правоверных, может снабжать этой водой каждого путешественника».

Собака, палка и Суфии

Танцующие дервиши

Множество орденов дервишей существовало на территории бывшей Оттоманской империи. В 1925 г., при переходе Турции к республиканскому строю управления, дервиши и их ордена были запрещены. Со средины 50-х годов XX века, отношение к дервишам со стороны государства смягчилось. Некоторые ордена дервишей встроились в современную жизнь Турции и стали туристической достопримечательностью. Например, танцующие дервиши ордена мевлеви в г.Конья, 200 км южнее Анкары. Дважды в году их празднества сопровождаются захватывающим танцем-кружением наполненным глубоким мистическим смыслом.

Однажды один человек в суфийской одежде шел по дороге. Встретив на пути собаку, он сильно ударил ее своим посохом. Пес, завизжав от боли, побежал к великому мудрецу Абу Саиду. Кинувшись к нему в ноги и выставив пораненную лапу вперед, он все рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко.

Мудрец призвал к себе обоих. Он сказал суфию:
- О, безголовый! Как посмел ты так поступить с несчастной тварью?! Посмотри, что ты натворил!
- Я тут не причем, - возразил суфий, - во всем виновата собака. - Ударил я ее не из простой прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду.

Но пес все же считал себя несправедливо обиженным, и тогда несравненный мудрец сказал ему:
- Чтобы тебе не хранить обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за твои страдания. Собака ответила:
- О, мудрый и великий! Когда я увидела этого человека в одежде суфия, я подумала, что он не причинит мне вреда. Если бы я увидела, что он в обычной одежде, я, разумеется, постаралась бы его обойти. Единственная моя вина в том, что я предположила, будто внешние атрибуты служителя истины - гарантия безопасности. Если ты желаешь его наказать, отбери у него одеяние избранных, лиши его права носить костюм человека праведности...
Собака сама находилась на определенной ступени Пути. Было бы ошибкой думать, что человек должен быть лучше ее.

Иса и неверующие

Мастер Джалалуддин Руми и другие рассказывают, что однажды Иса, сын Марии, шел по пустыне, недалеко от Иерусалима, с несколькими людьми, в которых еще сильна была жадность. Они умоляли Ису назвать тайное слово, воскрешающее мертвых.
- Если я сообщу вам эту тайну, - отвечал им Иса, - вы неправильно воспользуетесь ею.
Люди же настаивали на своем:

- Мы подготовлены к такому знанию, - сказали они, - и вполне заслуживаем его. Кроме того, оно укрепит нашу веру.
- Вы сами не знаете, о чем просите, - возразил Иса, но все же открыл им великое слово.
Позднее эти люди, вновь оказавшись в пустыне, увидели на земле кучу побелевших от времени костей.
- Давайте попробуем могущество Слова, - сказали они друг другу и хором произнесли его.
Едва они произнесли его, как кости соединились в скелет, который стал обрастать мясом, мясо покрылось шерстью, и вот перед ними предстал дикий хищный зверь.

Ожившее чудовище набросилось на них и разорвало на куски.

Имеющие разум поймут или сумеют развиться, изучая эту историю.

Рассказ об Исе, сыне Марии, появляется в произведениях Руми и часто повторяется после в устных дервишских преданиях об Иисусе, которых существует великое множество.

Сказание о песках

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все другие преграды, река попыталась одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню, положение казалось безвыходным.

Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
- Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем.
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения.
- Но как это может произойти?
- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее, да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, потеряв ее однажды, как сможет вернуть ее когда-нибудь снова?
- Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
- Но как я могу проверить это?
- Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.
- Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня?
- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - отвечал шепот. Переноситься и вновь становиться рекой - твоя суть. И даже свою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за самое себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной.
В ответ на эти слова что-то шевельнулось в мыслях реки. И речка отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил ее вниз. А, поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательно подробности этого опыта.
- Да, теперь я узнала свою истинную сущность, - размышляла река.
Река узнавала, а пески шептали:
- Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизни в своем путешествии, осуществляя свою непрерывность, записан на песке.

Эта прекрасная история входит в устную традицию многих народов и почти всегда находится в обращении среди дервишей и их учеников. Она была использована в «Мистической розе из королевского сада» сэра Фэрфакса Картрайта, опубликованной в Англии в 1899 году.


Саша Митрахович 14.11.2015 12:29

Поделиться с друзьями:

Коментарии :


Яндекс.Метрика
Posmotrim.by © 2015 - 2017 - интерессные путешевствия и самые красивые фото ! ! !
При использовании материалов, указывайте активную ссылку на сайт Posmotrim.by.