Соловецкий монастырь история

Соловецкий монастырь
Современному человеку непросто понять, для чего православные монахи-отшельники строили скиты в самых безлюдных и отдаленных уголках нашей обширной страны. Вдалеке от дорог и человеческого жилья в наши дни спутниковой навигации многим станет неуютно.
Вдруг потребуется медицинская помощь или продукты закончатся. А как зимовать в лесу без центрального отопления и горячей воды? Неподалеку от надежных городских или монастырских стен все спокойнее...
Когда оказываешься на островах Соловецкого архипелага, начинаешь понимать, что так манило монахов-подвижников на эту дальнюю землю посреди студеного Гандвика — Белого моря. Передать словами чувства, которые охватывают тебя при виде низкого северного неба, серой воды, огромных валунов, покрытых пятнами вековечных лишайников и разлитой кругом тишины, нарушаемой лишь криками чаек, трудно. Верующий скажет, что до Бога здесь ближе, чем рядом с суетой городов, и будет прав.
Когда в 1694 году Петр I посетил Соловецкий монастырь, монахи угостили его арбузом, выращенным в собственной теплице. Арбузы, вызревшие рядом с Полярным кругом? Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в их выращивание на берегах Белого моря. Невыгодно. Проще купить в Средней Азии и привезти на продажу.
Истинные чудеса труда совершаются не из-за денег. За пару столетий жизни во славу Божию монахи Соловецкого монастыря сумели удивительно обустроить свои острова. При игумене Филиппе здесь был построен огромный каменный Преображенский собор. Прочие каменные сооружения на Большом Соловецком острове имели в своих стенах сложную систему каналов, по которым от печей шел горячий воздух.
По сути, это была весьма совершенная система центрального отопления! Озера Соловецкого острова были соединены сетью искусственных каналов. На мелководье были построены специальные садки для разведения и откорма рыбы. Эти удивительные каменные сооружения сохранились до сих пор, хотя рыбу в них уже давно никто не выращивает. Впрочем, не стоит забегать вперед. Сначала надо рассказать, как начинался Соловецкий монастырь, кто был его основателем.
В XV веке монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти место для уединенной молитвы. Он слышал рассказы поморов об удивительном необитаемом острове, находящемся в северной части Белого моря, и хотел добраться до тех отдаленных мест. Перед началом пути он поселился у часовни на реке Выге, впадающей в Белое море. Там он встретил своего будущего товарища по молитве и трудам праведным — монаха Германа. Заготовив припасы и смастерив лодку, они запаслись нехитрым провиантом и отправились в путь. Сохранилась икона, написанная в конце XVI века, — два монаха в длинных одеяниях и черных клобуках стоят на берегу. Ниже они уже гребут в маленькой лодочке. Справа на иконе Савватий и Герман уже стоят на острове. На иконе-то все просто, а до Соловков с материка несколько дней пути по студеному морю. Однако плавание завершилось благополучно. Монахи причалили к Сосновой губе (заливу) острова, поставили на берегу деревянный крест и срубили себе деревянную келью.
Вместе они прожили в трудах и молитвах долгих шесть лет. Ни рожь, ни овощи не росли на этой холодной земле.
Подвижникам приходилось ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, варить похлебку из трав и коры. В 1435 году Савватий почувствовал приближение кончины. Герман в то время был на реке Онеге, куда отплыл пополнить припасы. Пришлось Савватию для совершения последних обрядов перед смертью плыть по морю к часовне на реке Выге. Там по божьему промыслу или по счастливой случайности встретил он игумена Нафанаила, который и причастил старца.
Вскоре после этих грустных событий новым товарищем Германа по пустынножительству стал монах Зосима. В первую же ночь пребывания на острове ему было чудное видение. В воздухе появилось изображение прекрасного храма. Друзья сочли, что это знак свыше, и срубили на месте знамения небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. К тому времени рассказы о соловецких отшельниках давно передавали друг другу рыбаки-поморы. На Соловки стали перебираться другие монахи. Они начали заниматься добычей соли, которую обменивали на хлеб и прочие припасы. Так и началась история знаменитой Соловецкой обители. Преподобный Герман прожил на суровом, холодном острове более пятидесяти лет и скончался во время одной из церковных служб. Зосима же стал первым игуменом Соловецкого монастыря и пребывал в этой должности до конца своих дней.
Еще при его жизни мощи преподобного Савватия были перевезены с Выги на Соловки. На этом острове, среди красот суровой северной природы все три удивительных подвижника обрели вечный покой.
На одной из икон XVIII века Зосима и Савватий, стоя друг напротив друга, держат в руках нечто вроде макета монастыря с высокими белокаменными стенами, угловыми башнями, церквами и маковками Преображенского собора. Конечно, при жизни отцов-основателей монастырь был деревянным и выглядел скромно. В мощную крепость он превратился в конце XVI века по велению царя Федора Иоановича. Он оценил стратегически важное положение монастыря и приказал одеть его камнем «для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей». Когда смотришь на мощные валуны, вмурованные в стены монастыря, трудно представить, что эти многотонные глыбы ворочали без применения техники, по сути, вручную.
Свой статус крепости Соловецкий монастырь не раз подтверждал на деле. Целых восемь лет за его стенами держали осаду староверы, не желавшие принять новые, исправленные богослужебные книги. В середине XIX века, во время Крымской войны к крепости подошли английские корабли и начали вести ее обстрел из пушек. Неприятелю противостоял крошечный гарнизон из пятидесяти человек и десяти пушек. Соловецкая твердыня выстояла. По стенам крепости прошел крестный ход, и ни один монах не был даже ранен под ураганным огнем противника. Более того, меткие выстрелы из двух пушек старинной работы заставили англичан пойти на переговоры. На месте их проведения был установлен памятный «переговорный камень» с выбитой памятной датой — 7 июля 1854 года. Эту гранитную плиту можно увидеть и в наши дни. Она лежит на берегу, километрах в трех от стен монастыря.
Начало XX века поначалу сулило монастырю дальнейшее процветание. Братия обзавелась собственными пароходами, которые возили с материка паломников.
На островах заработала гидроэлектростанция — первая на русском Севере. От монастыря до фермы на острове Большая Муксала была насыпана дамба, а по ней проложены рельсы узкоколейки. В 1915 году в монастыре заработала радиостанция. Кто знает, какие еще чудеса явил бы монастырь стране и миру, если бы не трагедия 1917 года. Через шесть лет после бурных революционных событий на Соловках был создан самый настоящий концентрационный лагерь. Сюда ссылали людей, которые скептически воспринимали идеи новой революционной власти. Среди узников оказывались не только священники и аристократы, но и простые крестьяне, для которых революция оборачивалась не обещанными свободами и раздачей земли под фермерское хозяйство, а разорением, бесконечными поборами и ссылкой. Многие из этих людей были расстреляны. В отличие от труда монахов, практически пользы от трудовой повинности заключенных не было никакой. Постройки монастыря быстро приходили упадок.
Преображенский собор был превращен в огромный тюремный барак. Тюрьма на Соловках прекратила свою работу только в 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны. Возрождение монастыря началось в самом конце XX века. В августе 1992 года патриарх Алексий II освятил надвратную Благовещенскую церковь монастыря. В память о всех погибших на Соловках по вине советских властей на Секирной горе был установлен памятный деревянный крест.


Саша Митрахович 24.01.2016 12:20

Читать следующую статью

Преображенский Соловецкий монастырь

Читать предыдущую статью

Спасо - Преображенский Соловецкий монастырь

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...