Святая Преподобная Евфросиния Суздальская

Святая Преподобная Евфросиния Суздальская

Евфросиния Суздальская - преподобная русская святая

Рождение и юность Евфросинии Суздальской

Житие святой преподобной Евфросинии Суздальской было составлено в середине XVI столетия, то есть спустя приблизительно триста лет после ее смерти. Евфросиния была первенцем в семье черниговского князя Михаила Всеволодовича и родилась около 1212 года. До ее рождения Михаил и его супруга долго не имели детей и, скорбя об этом, молились в Киево-Печерском монастыре прпп. Антонию и Феодосию.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, которым молились родители преподобной Евфросинии перед ее рождением.Рождение дочери предвосхитил сон: князь и княгиня увидели Пресвятую Богородицу, давшую им в руки голубку и сказавшую, что имеющее родиться дитя нужно наречь Феодулией (в честь мученицы, претерпевшей смерть за Христа в начале IV века, при императоре Максимиане; значение же этого имени — «раба Божия»).

Еще в детстве Феодулия очень мало интересовалась окружавшей ее пышной обстановкой княжеского двора, а, напротив, задумывалась о монашестве. Она имела видение некоего «мужа в белых ризах», объяснившего ей суть монашеского подвига, а Пресвятая Богородица, посетив ее, показала ей рай и ад. Надо полагать, что и вела себя отроковица соответствующим образом — «дитя сама, в толпе детей играть и бегать не хотела».

Тем не менее склонности девицы не встретили должного сочувствия в родителях, и они собрались выдать ее в пятнадцатилетием возрасте замуж — за суздальского боярина Мину Ивановича. Но, приехав в Суздаль, она уже не застала своего жениха в живых. Тот скоропостижно скончался буквально накануне свадьбы. Случившееся Феодулия приняла как указание Божие. Она решила не возвращаться домой — как знать, быть может, страшась новых «брачных планов» родителей, — а осталась в Суздале, поступив в незадолго перед тем основанный Ризоположенский монастырь.

Евфросиния Суздальская путь к праведности

В постриге княжна приняла имя Евфросиния — в честь прп. Евфросинии Александрийской. Умерщвляя плоть, преподобная сначала оставалась без пищи «от вечера до вечера, затем по два и по три дня, иногда же и целую седмицу». Она ежедневно посещала церковную службу, пела на клиросе, а в свободное время изучала Священное Писание под руководством старицы-игумении.

Постепенно слава о подвижничестве преподобной Евфросинии проникла за стены монастыря. Многие жители Суздаля стали приходить сюда, чтобы послушать ее наставления, которые она подавала, с благословения игумении, собравшимся. Ризоположенская обитель умножилась постриженницами — и не только девицами, но и вдовами, для которых, по тогдашнему представлению, всего приличнее было проводить остаток жизни в монастыре. Для «мужатых жен» прп. Евфросиния предложила основать особый монастырь, дабы их речи или даже случайно оброненные слова не могли смутить невинных девичьих душ.

Нашествие татар и смерть отца Евфросинии Суздальской князя Михаила Черниговского в Орде

Черниговский князь-мученик Михаил, отец прп. Евфросинии.В 1238 году к Суздалю приступили татары. Они подошли к городу с юга и встали на Яруновой горе. Напрасно жители окрестных селений чаяли найти защиту в городских стенах: город не смог сопротивляться долго, город пал, людей побили и взяли в полон. Напротив, Ризоположенский монастырь, стоявший вне укреплений, остался невредим.

Минуло еще несколько лет, и в Суздаль пришла весть о мученической кончине в Орде отца прп. Евфросинии, князя Михаила. Составитель Жития говорит, что преподобная знала о поездке отца в Орду и ободряла его особым посланием. Михаил Черниговский принял мученическую смерть в Орде вместе с боярином Феодором.

О кончине отца преподобная Евфросиния узнала раньше, нежели чем в тот медленный век человеческие вести могли достигнуть Суздаля. Он явился ей во сне, одетый в белые ризы, «паче естества блистающие», в венце, украшенном «камением и бисером», и поведал обо всем.

После смерти отца преподобная Евфросиния усилила пост, молитвенные подвиги и облеклась в ветхое рубище, нося его и летом, и зимой. В конце жизни преподобная сподобилась дара чудотворений и, в частности исцелила бесноватую отроковицу Таисию, впоследствии постригшуюся в монастыре вместе со своей матерью.

Точный год кончины святой Евфросинии Суздальской не установлен, известно лишь, что произошло это приблизительно в середине XIII столетия, а погребали ее 27 сентября.

Почитание святой праведной Евфросинии Суздальской

Рака прп. Евфросинии Суздальской в Ризоположенском монастыре.  Фото начала XX века.В Ризоположенском монастыре память подвижницы чтилась благоговейно на протяжении всей его истории. Но после кончины преподобной Евфросинии он на некоторое время пришел в упадок — то есть существовал, но как-то малоприметно, в тени более именитых женских обителей — Александровской и Покровской. Должно было произойти несколько чудес от гроба прп. Евфросинии, чтобы общее внимание вновь обратилось к древнему Ризоположенскому монастырю. Такие чудеса совершились в первой половине XVI века. И к этому же периоду относится великокняжеский дар монастырю — шитый покров на гробницу преподобной, происходящий из мастерской великой княгини Соломонии Юрьевны.

Во второй половине XVI столетия преподобная Евфросиния была прославлена для общецерковного почитания. Днем празднования назначили 25 сентября (память прп. Евфросинии Александрийской). Чудесные исцеления от гроба умножились. Только в течение одного месяца, предшествовавшего канонизации прп. Евфросинии, в Ризоположенской обители исцелились «десять человек... слепни, храмии, сухии, немии, недужнии разслабленнии, кто кацем недугом одержим бысть».

Мощи прп. Евфросинии довольно долго оставались под спудом. Обретение их состоялось лишь в 1698 году, после чего они еще на протяжении трехсот с лишним лет пребывали в Ризоположенской обители (не считая краткого периода, когда находились в Лазаревской церкви).

В 1919 году по постановлению президиума Суздальского исполкома мощи были вскрыты, а в 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, — реквизированы и поступили в антирелигиозную экспозицию Суздальского музея. В 1988 году, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, их передали в единственную церковь, действовавшую тогда в Суздале, — Цареконстантиновскую. Таким образом, спустя несколько лет мощи прославленной суздальской святой оказались, к сожалению, в руках раскольников. Только в 2013 году суд принял решение изъять мощи у РПАЦ, и есть надежда что они вернутся в Ризоположенский монастырь.

Выдающиеся личности Суздаля.


Саша Митрахович 21.07.2017 11:10

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...