Святой Георгий Победоносец

Святой Георгий Победоносец

Великомученик Георгий, претерпевший страдания и смерть за Христа в 303 году, относится к числу наиболее известных и почитаемых святых. Георгием Победоносцем его первоначально именовали как победителя в духовной брани. Очень почитаемый Святой России.

Орден Святого Георгия

Почти в самом конце декабря 1769 года, спустя примерно год после начала русско-турецкой войны, императрица Екатерина Вторая учредила орден Святого Георгия. В описании ордена говорилось, что получить его мог военный:

«кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, венчанный полным успехом и доставивший явную пользу».

Главным символом ордена стал золотой четырехконечный крест. Он был покрыт белой эмалью; его края украшала золотая кайма. В центре на красном поле был изображен всадник на лошади. Тело его покрывали серебряные латы и золотая епанча. На голове красовалась золотая диадема.

Орден Святого ГеоргияОрден имел четыре степени. Кавалеры первой степени носили крест на перекинутой через правое плечо ленте шириной 10 см. Помимо креста им полагалась еще и звезда. У кавалеров второй степени ширина ленты равнялась 5 см. Кавалеры третьей степени носили крест на шее, а ширина его ленты составляла 3,2 см. Ширина ленты у кавалеров четвертой степени была еще меньше — 2,2 см.

Орден Святого Георгия немного истории

Орден Святого Георгия стал самой почетной и престижной наградой Российской империи. С середины XIX века награждение любой степенью давало потомственное дворянство. Орден можно было получить не только за ратный подвиг, но и за беспорочную службу отечеству. Для этого надо было 25 лет отслужить в чине офицера на суше или участвовать в 18 шестимесячных морских кампаниях на флоте.

В 1856 году у награды появились 4 степени знака отличия. Они стали теми знаменитыми «солдатскими Георгиями», которые могли вручаться рядовым армии. После первой мировой войны в России было уже много полных георгиевских кавалеров — то есть солдат, которые получили за храбрость все четыре такие награды.

В истории ордена есть любопытный эпизод. В конце августа 1844 года император Николай I во время Кавказской кампании повелел создать вариант ордена, в котором вместо всадника был изображен герб Российский империи — двуглавый орел. Причина такого новшества объяснялась просто. Всадник изображал христианского святого — Георгия. В Российской же армии служили люди разных вероисповеданий. Иноверцам носить награду с христианской символикой было неудобно. Георгий же был именно христианским святым.

История Святого Георгия

«Святой Георгий», икона XII в.Георгий родился во III веке нашей эры, в Каппадокии (ныне это часть Турции) в семье, проповедующей христианство. Поэтому идеи и представления этой веры Георгий впитал еще в раннем детстве.

Каппадокия в то время была частью обширной римской империи, власти которой долго не признавали христианство. Более того, многие римские цезари становились гонителями христиан, которые казались им тайными бунтовщиками, не желавшими почитать богов империи. Эти преследования начались еще при императоре Нероне, который правил с 54 по 68 год. Правитель-самодур сжег половину Рима и объявил виновными в этом бедствии христиан. При Нероне были казнены апостолы Петр и Павел.

После периода относительного спокойствия гонения начались вновь при императоре Траяне, который решил полностью истребить всех христиан в своей империи. Реки крови остановила лишь его кончина. Во второй половине II века император Антоний Вер запретил христианство законом.

Печальной участи многих христиан, живших в Римской империи, не избежал и отец Георгия. За свои убеждения он был казнен, и мальчик остался без отца. Георгий подрастал во времена, когда еще действовали законы императора Галлиена, который запретил гонения на христиан. Поэтому вера юноши не помешала ему сделать военную карьеру.

Георгий был силен, высок ростом, отважен и вскоре занял достаточно высокий пост в римской армии. Под его командованием находилась целая тысяча солдат. Он был замечен самим императором Диоклетианом, которому понравился мужественный и уверенный в себе воин, император даже сделал его одним из своих телохранителей.

Жизнь Георгия могла бы пройти без особых потрясений, если бы римский сенат в 303 году с одобрения Диоклетиана вновь не начал гонения на христиан. Был издан указ, согласно которому людей, исповедующих христианскую религию, следовало предавать мукам, «какого бы звания и состояния они не были». Всякий, кто отказывался приносить восхваления и жертвы языческим божествам, рисковал теперь не только своим имуществом, но и самой жизнью.

Поскольку Георгий был приближенным императора, он мог бы спокойно переждать очередной период гонений на единоверцев и не заявлять о своих убеждениях. Однако он предпочел иное. Георгий перед лицом Диоклетиана открыто объявил себя христианином, призвал всех признать истинную веру в учение Христа и прекратить гонения на христиан. На вопрос удивленного императора, что же есть истина, Георгий отвечал:

«Истина есть сам Христос, гонимый всеми вами».

Это был отчаянно смелый и открытый вызов властям и лично самому императору.

Диоклетиан пытался образумить Георгия и силой заставить отречься от веры в Христа. Недавнего приближенного императора бросили в темницу, забили ноги в колодки и привалили тяжелым камнем. Однако наутро, вновь представ перед Диоклетианом, Георгий бросил ему в лицо:

«Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой».

После этих слов участь Георгия была решена.

Изощренные пытки не сломили дух Георгия. Более того: видя его твердость, а также и то, что после очередного истязания тело святого чудесным образом исцеляется, уверовали во Христа многие из тех, кто присутствовал при его мучениях, — в том числе и приближенные императора.

В конце концов, уразумев, что телесные муки не производят желаемого действия на Георгия, а число обращенных им ко Христу множится, Диоклетиан приказал отсечь ему голову мечом. Произошло это в 303 году в Страстную Пятницу (23 апреля/6 мая).

Уже вскоре почитание великомученика Георгия распространилось настолько широко, насколько это вообще возможно. К его мощам, положенным в Лидде, стекались больные и увечные, получавшие здесь чудесную помощь.

Легенды: Святой Георгий побеждает змея

Святой Георгий побеждает змия

Георгий был не единственным христианином, пострадавшим за веру в Римской империи в первые века после распятия Христа. Таких людей было очень много. В людской памяти Георгию отведено особое место благодаря легендарной истории, случившейся на родине святого спустя какое-то время после его трагической гибели. Рассказывали, что в одном из озер у подножия Ливанских гор неподалеку от города Бейрута завелось мерзкое чудовище, похожее на дракона. Временами оно выползало на берег, пожирало скот и губило людей. Местный царь уговорил людей принести в жертву дракону девушку.

Так он думал умилостивить змея и заставить его покинуть пределы его царства. Бросили выбор, и по занятной случайности он пал на дочь царя. Тому ничего не оставалось, как подчиниться собственной же воле. Связанную царевну оставили на берегу, и она уже прощалась с собственной жизнью. Однако, когда змей уже выползал из воды, случилось чудо. Невесть откуда явился всадник на белом коне. Осенив себя крестным знаменем и со словами «во Имя Отца и Сына, и Святого Духа» он ринулся на дракона, ударил его копьем и потоптал копытами коня.

Затем он велел спасенной царевне связать укрощенное чудовище ее кушаком, и та привела покоренного змея в город, словно цепную собаку. Там у всех на глазах святой Георгий — а это, по мнению людей, был именно он — зарубил дракона мечом. Потрясенные случившимся, более двадцати пяти тысяч человек приняли христианство, а в городе была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий на Руси

На Руси почитание св. Георгия распространилось вскоре после Крещения. С именем Георгия был крещен князь Ярослав Мудрый. Он построил в Киеве храм во имя своего небесного покровителя, и день его освящения (26 ноября / 9 декабря) постановили праздновать ежегодно. Это именно тот самый «Юрьев день», после которого крестьяне до их окончательного закрепощения при Борисе Годунове могли свободно переходить от одного землевладельца к другому.

Чудо Георгия о змие, икона XIV в.Образ святого Георгия, который поражает копьем воплощающего зло змия, был чрезвычайно популярен на Руси. На многих иконах святой изображен в тот самый миг, когда он поражает дракона копьем.

Древко у копья тоненькое, как тростинка. Всадник отвел руку для удара. Тонконогий белый конь удивленно взирает на змея. Из облака наверху видна благословляющая всадника божья рука. Сразу видно, что это не картинка реального сражения с ящером, это изображение чуда.

В сознании многих русских людей святой Георгий выступал как герой, сражающийся с мерзкой тварью. Монахи же порой отождествляли спасаемую им царевну с самой церковью, змей олицетворял при этом язычество. Образ воина, борющегося со злом и легко побеждающего его в схватке, стал на Руси очень популярен.

Следуя византийской традиции, русские правители часто в крещении брали имя Георгий (Юрий). Ярослав Мудрый (крещенный как Георгий) основал неподалеку от Киева город Юрьев, а в центре столицы, напротив Софии, построил Георгиевскнй монастырь с главным Георгиевским храмом.

Правнук Ярослава, Юрий (Георгий) Долгорукий, также основал город Юрьев в своих владимирских владениях, и чтобы отличать его от Юрьева Киевского, город Долгорукого стали называть ЮрьевомПольским. Главным храмом нового города стал Георгиевский собор, украшенный барельефом с изображением св. Георгия.

В самом Владимире Долгорукий также поставил каменный Георгиевский собор (не сохранился). Георгиевские (Юрьевские) церкви и монастыри возникли в Новгороде, Старой Ладоге и других русских городах.

Изображение святого Георгия стало появляться на русских монетах уже в начале XI века. Ярослав Мудрый, взявший себе имя Юрий (Георгий), заложил Юрьев монастырь в Новгороде и начал строительство Георгиевского монастыря в Киеве. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий стал покровителем Москвы и его изображение появилось на московском гербе.

В наши дни «едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона» на Российском гербе, воспринимается именно как святой Георгий, хотя прямых указаний на это нет — нимб над головой всадника отсутствует.

После революции 1917 года орден Святого Георгия был отменен, но народная любовь к воину-защитнику не поколебалась. В марте 1992 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации орден был восстановлен и вновь стал одной из высших военных наград нашей страны.


Саша Митрахович 25.01.2016 12:07

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...