Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

Время, отделяющее нас от жизни Святого Праведного Иоанна Кронштадского, относительно невелико. Да и русская православная церковь причислила его к лику святых совсем недавно — в 1990 году. Однако задолго до этого события в сознании многих россиян Иоанн по делам своим был святым русским праведником.

Отец Иоанн Кронштадтский (настоящая фамилия — Сергиев) попал в Кронштадт почти случайно, но так сжился с этим городом, что даже сам вместо фамилии называл себя «Кронштадтским». В конце жизни, уже будучи знаменитым на всю Россию, батюшка много ездил по стране, но никогда не покидал Кронштадт надолго. Даже если большую часть дня отец Иоанн проводил в столице, утром он обязательно совершал Божественную литургию в Андреевском соборе города.

Начало жизненного пути Святого Иоанна Кронштадского

Будущий подвижник Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года на далеком севере — в селе Сура Архангельской губернии. Случай ли сыграл свою роль или некое провидение, но в малолетстве и в юности Иоанна произошло несколько событий, которые человек верующий назвал бы чудесами. Младенец появился на свет в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Он был очень слаб здоровьем, однако после крещения новорожденный быстро пошел на поправку. Илья и Феодора были уверены, что их сына спас от смерти сам Бог, стали брать свое дитя с малолетства на церковные службы. Поэтому таинственная и возвышенная атмосфера храма сопровождала Иоанна с самых младых лет. С детства он был серьезным и набожным, по достижении соответствующего возраста отец отправил его учиться в Архангельск.

Подобно Сергию Радонежскому Иоанну плохо давалась грамота. И снова чудо — однажды после горячей молитвы с просьбой ко Всевышнему вразумить и направить у шестилетнего Иоанна «точно завеса спала» с ума, и он начал бегло читать. С жизнью Сергия можно провести еще одну параллель. Когда Иоанн блестяще окончил Архангельскую духовную семинарию, его хотели направить за «казенный счет», то есть бесплатно, учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию. Однако юноша стал отказываться и даже начал подыскивать себе место диакона или псаломщика. Дело в том, что к тому времени его старушка мать стала вдовой и осталась без средств к существованию, и сыновний долг был для Иоанна превыше всего. Лишь с большим трудом удалось ей уговорить сына продолжить обучение. Поступив в академию, молодой студент в свободное от занятий время стал выполнять канцелярскую работу и отправлять заработок матери.

Отец Иоанн в Андреевском соборе Кронштадта

Второе чудо произошло с Иоанном уже в стенах академии. Однажды во сне увидел себя в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором никогда не бывал. В 1855 году после окончания академии ему предложили принять сан священства для служения именно в Андреевском соборе Кронштадта. Иоанн согласился и удивился безмерно, когда впервые вошел в этот храм. Это был собор из его сна! С ним в дальнейшем будет связана вся жизнь Иоанна. Со временем прихожане и почитатели Иоанна стали даже забывать его фамилию — Сергиев — и начали называть угодника Иоанном Кронштадтским.

Еще учась в академии, Иоанн мечтал стать миссионером, отправиться к индейцам Северной Америки или к народам, живущим в самой глубине Сибири. Однако, заняв пост священника в Кронштадте, он ясно понял, что работы здесь ему предстоит не меньше, чем среди диких племен дальних заморских стран. В Кронштадт в то время из Петербурга высылали различных правонарушителей и людей, в северной столице нежелательных. А потому обстановка в порту Кронштадта, где обычно и работали эти люди, была небезопасной. Именно среди опустившихся портовых рабочих, многие из которых были горькими пьяницами, и начал отец Иоанн свою работу.

Бессребреник Иоанн Кронштадтский

Святой Праведный Иоанн КронштадскийМожет показаться, что служение поблизости от столицы — это совсем не то, к чему стремился священник из глубинки, мечтавший нести свет православия в отдаленных — возможно, языческих — селах. Это не так. Кронштадт не был благополучным аристократическим пригородом. При первом же знакомстве с ним отец Иоанн понял, что местные жители, среди которых процветало сектантство и безверие, не меньше нуждаются в религиозном внушении, чем население окраин империи. Смягчению нравов, утешению и молитвенной помощи всем и каждому и посвятил свою жизнь святой батюшка. Он не был формально связан с флотом, не был военным священником, однако на каждом шагу встречался с нуждами и заботами моряков и их семей. И не только — его паству составляли в том числе и портовые рабочие, среди которых попадались очень разные люди.

Особое внимание отца Иоанна к кронштадтской бедноте, регулярные визиты в небезопасные районы города, где ютились лачуги «маргиналов» тогдашнего общества, неоднозначно воспринимались как вполне благополучными прихожанами, так и церковным начальством. Священника обвиняли в юродстве и одно время не хотели платить ему жалованье, которое он целиком раздавал неимущим. Однако он продолжал свою подвижническую деятельность, и возвращение вчерашних босяков в лоно Церкви стало для него лучшим оправданием. Не последнюю роль в развившемся почитании Божиего угодника сыграли вскоре открывшиеся его духовные дарования — в частности, целительные способности.

Когда по настоянию сослуживцев отца Иоанна, которым не нравилось его бескомпромиссное бессребреничество, его жалованье стали выдавать жене, священник получил дополнительный приработок, а точнее — возможность раздавать милостыню. Он стал учителем Закона Божия в Кронштадтском реальном училище.

Иоанн Кронштадтский Чудотворец

Вначале многие смотрели на Иоанна как на чудака, человека «не от мира сего». Однако вскоре самоотверженность, твердость духа и человеколюбие Иоанна начали творить настоящие чудеса. Многим из кронштадтских «босяков» и «подонков общества» Иоанн вернул человеческое достоинство, призвал к новой, светлой жизни. В своей подвижнической деятельности Иоанн исходил из важного для себя принципа:

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил он, — не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем».

Вскоре дело дошло и до чудес исцеления. Часто прочувственного слова и взгляда отца Иоанна было достаточно, чтобы облегчить болящего человека, а то и вовсе исцелить его. Слава об Иоанне Кронштадском начала распространяться по всей России. Бывали случаи, когда страждущим помогали даже письмо или телеграмма, отправленные отцу Иоанну. Писем этих вскоре стало приходить так много, что кронштадтская почта была вынуждена открыть для них особое отделение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Витраж Никольского собора.Многие люди, убедившись в чистых помыслах Иоанна, слали ему свои пожертвования. Говорили, что в год таких денег набегало не менее миллиона рублей (в XIX веке это была поистине огромная сумма). Ни одной копейки из этих денег не оставалось на руках у праведника. Пожертвованные деньги уходили на бесплатные столовые для нищих.

Храмостроитель

Иоанн построил в Кронштадте «Дом Трудолюбия», который включал школу, церковь, мастерские и приют. В своем родном селе он основал женский монастырь и воздвиг каменный храм.

Разговоры о строительстве большого Морского собора в Кронштадте, который стал бы главным храмом русского флота, шли давно. Отец Иоанн был сторонником этой идеи, хотя, возможно, не придавал определяющего значения именно ее мемориальной составляющей. Вероятнее всего, он просто хотел, чтобы в городе, с которым он связал свою жизнь, появился большой собор, собор с большой буквы. Отец Иоанн Кронштадтский не только стал первым жертвователем на строительство собора, но и обратился ко всей своей пастве с призывом последовать его примеру.

Призывы святого были услышаны. Однако в 1903 году, когда наконец состоялась закладка Никольского собора, пастырю было уже за семьдесят. Ему оставалось жить пять лет, и святой знал, что до окончания работ он не доживет. Его собственные слова:

«Когда стены будут выведены под крышу — меня уже не будет».

Памятник отцу Иоанну Кронштадтскому в Кронштадте.

Более четверти века отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и гимназии города. Лектором он был замечательным. Его лекции были не повторением необходимых для запоминания утверждений, а живой беседой, яркой и запоминающейся. Его речь была простой и в то же время яркой, образной. В каждом слове чувствовались духовная сила и жизненная правда.

В течение многих лет праведник вел напряженную жизнь, до краев наполненную богоугодными делами. Каждый день он вставал в три часа ночи. Потом была служба в церкви и встреча с сотнями паломников. Андреевский собор вмещал до пяти тысяч человек и всегда был полон.

Общение с верующими часто затягивалось до позднего вечера. А были еще и многочисленные поездки по городам России, где праведника также встречали толпы людей. Иоанн оставался на посту пастыря до конца своих дней.

Смерть Иоанна Кронштадского

Как и многие праведники, отец Иоанн Кронштадтский провидел дату своей смерти. В конце 1908 года он тяжело болел, но, несмотря на настояния врачей, себя жалеть не собирался. По его собственным словам, в последние месяцы болезнь мучила его почти постоянно — и только во время ежедневного совершения Божественной литургии страдания оставляли священника.

Монастырь прп. Иоанна Рыльского на Карповке в Петербурге, основанный прав. Иоанном Кронштадтским и ставший местом его упокоения.

Свою последнюю службу в Кронштадтском Андреевском соборе он совершил 10 декабря 1908 года. Закончив все свои земные дела и ежедневно причащаясь, великий праведник закончил свой жизненный путь, отец Иоанн отошел ко Господу 20 декабря 1908 года. Его останки были погребены в Санкт-Петербурге на набережной реки Карповки, в женском монастыре, который был построен по велению Иоанна еще при его жизни.

Встревожила и опечалила Россию весть о смерти отца Иоанна Кронштадтского. Первые заупокойные службы совершались в Андреевском соборе, где он служил, при большом стечении народа.

Опасаясь чего-то - беспорядков ли, давки, чего-либо другого, - полиция при организации похорон пошла на беспрецедентные меры: Балтийский вокзал Петербурга, куда привезли из Кронштадта тело почившего пастыря, был оцеплен, а вдоль всего пути следования процессии - от вокзала и до Иоанновского монастыря на Карповке - стояли усиленные полицейские наряды.

На отпевание никого «с улицы» и вовсе не пустили. Войти можно было, даже и духовенству, лишь по именным пригласительным билетам от игумении.

«Наблюдается, - сообщал из Иоанновского монастыря корреспондент “Московских ведомостей”, - также чрезмерное обилие полицейских чинов, равных почти по численности приглашенной публике... Обидно было это безлюдье у гроба пастыря-народолюбца...»

Иоанн Кронштадтский в течение почти всей своей жизни вел дневник. Он был издан и получил название «Моя жизнь во Христе». На одной из страниц этого трехтомного издания можно прочесть такие слова праведника:

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога... учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России».

Экземпляр «Моей жизни во Христе» о. Иоанна Кронштадтского (4-е издание, 1894 год).К сожалению, тревожные предчувствия Иоанна оправдались. Вскоре после его кончины России суждено было пройти через Первую мировую войну, через кровавый хаос революции и ужасы братоубийственной гражданской войны.

Выдающаяся личность Санкт-Петербурга.


Саша Митрахович 24.01.2016 15:02

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...