Святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония Муромские

На фото: Шитый покров на раку сев. Петра и Февронии Муромских

Княжеская чета Петра и Февронии всегда почиталась в Муроме, но в последние годы их популярность возросла чрезвычайно, распространившись на всю страну. Связано это с установлением в 2008 году Всероссийского дня семьи, любви и верности, приуроченного к дню памяти этих святых.


Историчность святых Петра и Февронии вызывает у исследователей сомнение. Князя с таким именем в Муроме не было. Но имеет место тенденция отождествлять несуществовавшего князя Петра с князем Давидом Юрьевичем, княжившим в Муроме с 1204 по 1228 год.

Петр и Феврония были канонизированы на Соборе 1547 года — к этому событию инок Ермолай-Еразм подготовил их житие. Основывался он при этом на источниках XV века.

Полное название жития таково: «Повесть от жития святых новых чюдотворец Муромских благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его благоверный и преподобный княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Ефросинии». В обиходе текст этот именуют «Повестью о Петре и Февронии», отталкиваясь от жанрового определения, данного Ермолаем-Еразмом. И в такой «транскрипции» есть свой резон — если это и житие, то житие очень необычное. Оно довольно сильно отличается от других жизнеописаний святых — во-первых, обилием бытовых подробностей (при отсутствии каких-то исторических реалий); во-вторых, наличием явных фольклорно-сказочных мотивов (и этим во многом объясняется тот факт, что «Повесть» не попала в Четьи-Минеи митрополита Макария).

Как познакомились Петр и Феврония

Часовня в селе Ласкове, где жила в девицах святая княгиня Феврония Муромская.Среди самых очевидных «сказочностей» «Повести» — сюжет «Агрикова меча». Повесть начинается с рассказа о том, как жену муромского князя Павла, старшего брата Петра, склонил на блуд посланный диаволом «летящий змей», являвшийся ей под видом мужа. Несчастная, по совету князя Павла, выведала у змея, «от чего ему смерть хощет быти». Оказалось, что «от Петрова плеча, Агрикова меча». «Агриков меч» чудесным образом обнаружился в одном из храмов. Петр, взяв его, убил змея, но змей, издыхая, обрызгал князя своей кровью, отчего у того началась «болезнь тяжка зело».

Исследователи «Повести о Петре и Февронии» нередко утверждают, что хворь князя Петра имела естественные причины, саму же болезнь они определяют как проказу.

Как бы там ни было, совсем занедуживший Петр послал людей в Рязанскую землю, известную опытными врачевателями. Один из посланников обнаружил в селе Ласкове девицу, обещавшую вылечить больного. Это и была Феврония. Сама встреча юноши-гонца и Февронии тоже описана в фольклорно-сказочном духе. Феврония «ткаше красно» в своем доме, у ног ее прыгает заяц, а с гостем она разговаривает исключительно мудрыми притчами. Заканчивается беседа словами Февронии: «Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в от-ветех, да будет здрав!»

Девушка действительно вылечила Петра — в обмен на обещание князя по выздоровлении жениться на ней. Петр обманул ее — это была единственная ложь во всей истории их совместной жизни. Избавившись от болезни, он послал ей богатые дары и посчитал свой долг перед бедной крестьянкой исполненным. И тут же хворь навалилась на него с новой силой. И вновь Феврония избавила Петра от болезни, после чего стала его женой.

Святых Петра и Февронию изгоняют из Мурома

Венчание свв. Петра и Февронии Муромских. Клеймо иконы XVII века.По смерти князя Павла княжить в Муроме был призван Петр. Жены муромских бояр, не в силах вынести того, что незнатная Феврония возвысилась над ними, невзлюбили ее. Жаловались, например, Петру, что она, будто голодная, собирает в кулак крошки хлеба после еды. Князь однажды решил проверить, так ли это, и случилось чудо — разжав кулак своей жены, он обнаружил в ее руке благоухающий ладан.

Между тем, в боярской среде все громче и настойчивее звучало: «Не хощем Февронии!» Приступили и к самой Февронии, поклявшись дать ей все, что она захочет, если она оставит Муром. Феврония согласилась уйти на этих условиях. Каково же было удивление бояр, когда они узнали, что «забирает» с собой Феврония совсем не злато-серебро, а «токмо супруга князя Петра».

Святая супружеская чета покинула Муром. Плыли на корабле по Оке. Во время плавания один из спутников разжегся к Февронии страстью. Заметив это, она поучительной притчей, в которой сравнила женское естество с водой (предварительно заставив своего собеседника испробовать воды с правой и левой сторон судна), «излечила» чужого мужа от плотского огня.

Не успели Петр и Феврония обустроиться на новом месте, как к ним явились муромские послы. Выяснилось, что после ухода князя бояре перессорились в борьбе за первенство и в городе царит кровавая смута. Муромляне просили Петра вернуться и, как прежде, княжить в Муроме. Обеспокоенный судьбой родного города Петр выполнил эту просьбу и долго правил княжеством на благо своим подданным.

Петр и Феврония чудотворцы

Трогательна история смерти святых. Еще при жизни Петр и Феврония умолили Бога даровать им единовременную кончину и договорились о том, чтобы упокоиться в одном гробу. На закате жизни они приняли монашеский постриг. Почувствовав приближение смерти, Петр послал человека к Февронии со словами: «Хощу уже отъити от тела, но жду тебя, яко да купно отъидем». Феврония же в это время «своими руками шияше воздух, на нем же бе лик святых», и попросила своего супруга немного подождать. И во второй раз присылал Петр к ней человека, а на третий передал: «Уже бо хощу преставитися и не жду тебе». И тогда Феврония оставила шитье: «И, помолившеся, предаста вкупе святыя своя душа в руце Божии месяца июня в 25 день».

Чудеса продолжились по их смерти. Хоронившие князя и княгиню люди сочли неудобным класть тела монаха и монахини в один гроб и положили их отдельно. Но наутро обнаружили их в одном гробу — в том самом, который святые приготовили себе еще при жизни. Трижды повторялись безуспешные попытки разделить по смерти святую чету, но они так и упокоились вместе.

До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском соборе Мурома. Позже богоборцы передали мощи в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. В 1989 году мощи вернули Церкви. С 1992 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

Памятники новоназначенным покровителям супружества есть во многих отечественных городах. В частности, вот, в Ижевске. Здесь скульптор изобразил Петра и Февронию в ладье, в чем можно усмотреть и аллегорию,  и указание на один из самых известных эпизодов «Повести».

Русские Святые.


Саша Митрахович 06.12.2017 08:06

Поделиться с друзьями:

Коментарии (0)

Каптча