Усадьба Суханово Видное

Усадьба Суханово Видное

Одной из главных достопримечательностей подмосковного города Видное является усадьба Суханово. Не столь широко известная, как, например, усадьбы Больших Вязем или недальнего Остафьева (но и, слава Богу, не лежащая в кошмарных руинах, как Гребнево или Алабино), эта некогда роскошная усадьба «дворцового типа» и ныне представляет собой интересный архитектурно-ландшафтный ансамбль, являясь неплохим местом для познавательной прогулки.

Усадебный ансамбль сформировался в XIX веке, когда Сухановым владел влиятельный князь П.М. Волконский, — само же имение существовало значительно раньше: так, первым его хозяином с 1697 года был Т. Н. Стрешнев, знаменитый, в частности, тем, что ему, единственному из государственных мужей петровской эпохи, царь дозволял не брить бороды. Волконский же привлек в усадьбу Суханово именитых архитекторов своего времени — известно, что для него разрабатывали проекты Стасов, Росси и Жилярди. К сожалению, многое из спроектированного осталось на бумаге; к еще большему сожалению, многое утрачено — как по небрежению хозяев на рубеже XIX— XX веков, так и в особенности после революции. Но сохранилось тоже немало.

«Храм Венеры» — просто беседка, давно покорившая искусствоведов своей воздушной легкостью.Знакомство с усадьбой начнем с главного дома, про который, однако же, В. Згура, основатель знаменитого Общества изучения русской усадьбы, писал: «Из сохранившегося в Суханове до наших дней главный дом не означает «неинтересный вообще». Оригинальное здание XVIII века досталось Волконскому «в наследство» от прежних хозяев, Мельгуновых, и постепенно было реконструировано. В начале XIX века его внешний вид и композиция напоминали дворец в том же Остафьеве: шестиколонные портики, крылья-флигели, соединенные с главным домом открытыми галереями, и тоже с колоннадами. Очередная реконструкция состоялась в 1840—1850-х годах, когда правая галерея была закрыта, а левая разобрана, над флигелем выросла надстройка — в результате целостность композиции безнадежно нарушилась. Впрочем, в порядке своего рода «компенсации» дворцовый фасад приобрел эффектную колонную полуротонду, ставшую, пожалуй, самой выразительной частью здания.

Для подмосковных дворцов первой половины XIX века очень характерно было сочетание жилых построек в стиле высокого классицизма и служебных помещений, исполненных «в романтическом духе». Воплощение «романтики» в те времена осуществлялось с помощью псевдоготики с ее напоминанием о рыцарских замках, ореолом таинственности и вообще экзотикой. Пресловутый «таинственный ореол» приобретали такие сугубо утилитарные постройки, как конный двор или, скажем, каретный сарай. Суханове не стало исключением, в псевдоготическом стиле здесь оформлены обширный (но частично утраченный) служебный корпус, дома управляющего и церковного причта. Рядом — два небольших и неприметных на фоне псевдоготической феерии классических домика «для приезжих» — контраст с «парадными» постройками усадьбы разительный! Правда, известно, что сами Волконские в личной жизни были достаточно скромны, в главном доме-дворце предпочитали не жить, а использовали его для торжественных приемов по преимуществу.

Дорожка ведет в парк, где прежде имелось множество разного рода «затей», ныне не сохранившихся, — утрачены, например, павильон «Эрмитаж», грот, катальная горка, сфинксы и бельведер у пруда; снесена и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, к которой относился только что виденный нами дом причта. Но в парк обязательно следует зайти, чтобы полюбоваться на уцелевшую беседку «Храм Венеры» — элегантное сооружение из «джентльменского набора» русской усадьбы — и статую «Дева с кувшином», копию той, что стоит в Царском Селе (ныне Пушкине). Сухановская дева прежде находилась у родника, позже ее перенесли вплотную к мавзолею Волконских.

Мавзолей Волконских

Мавзолей Волконских — лучшая постройка усадьбы, дошедшая, увы, до наших дней не без искажений. В целом — очень романтичное сооружение, и без всякой «романтической» псевдоготики.

Мы подошли к самому значительному сооружению усадьбы. Даже с позднейшими переделками и утратами фамильная усыпальница княжеского рода настолько поражает изяществом архитектурных форм, что многие исследователи смело причисляют ее к шедеврам. Авторство здания оспаривается — кто-то называет А. Григорьева, кто-то — Д. Жилярди. Год постройки — 1813-й. Круглое в плане и простое по формам сооружение оживлено дорическим портиком о шести колоннах и легким аттиком. Пониженный, с полукруглыми «римскими» окнами барабан увенчан невысоким куполом. Чтобы представить, как усыпальница выглядела раньше, процитируем описание профессора М. Дунаева:

«Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в середине которой стояла небольшая колокольня... а на концах — два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня».

Усадьбы Московской области.


Саша Митрахович 04.01.2018 08:01

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...