Успенский собор Московского Кремля фото описание архитектор

Успенский собор Московского Кремля фото описание архитектор
Успение Пресвятой Богородицы — главный праздник, связанный с почитанием Божией Матери, которое исстари было широко распространено на Руси. Храмы, освященные в честь этого великого события, занимают в древнерусской культуре особое место: строили их чрезвычайно часто, а облик зданий, как правило, отличался единством архитектурного образа.

Успенский собор Московского Кремля, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, некогда главный храм Московского государства и место коронации царей, выстроенный итальянским архитектором Аристотелем Фъораванти в 1470-е годы. Собор очень известная достопримечательность Москвы.

Успенский собор имел своего предшественника. Древнейший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был заложен в Москве Иваном Калитой по настоянию митрополита Петра в августе 1326 года.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:25

История Успенского Собора Московского Кремля

История Успенского Собора Московского Кремля

История Успенского Собора Московского Кремля начинается со Святителя Петра, митрополита Руси. Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же. Ко второй половине XV столетия первый Успенский собор заметно обветшал, да и молодое Русское государство, объединявшееся тогда железной рукой великих князей Московских, нуждалось в новом архитектурном творении, которое бы явилось символом могущества новой державы. Не меньшее желание прославить Церковь имели и митрополит . . .


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Архитектура Успенского собора Москвы

Архитектура Успенского собора Москвы
Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.

Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.

Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.

В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.

Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.

Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».

Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.


Саша Митрахович 04.01.2017 15:26

Интерьер Успенского собора Московского кремля

Интерьер Успенского собора Московского кремля

Интерьер Успенского собора Московского кремля уникален для русского зодчества, любой человек, имеющий хоть какое-то представление о русской средневековой архитектуре, войдя в Успенский собор, обратит внимание на величину пространства и обилие света, столь не характерные для памятников древнерусского зодчества. Несомненно, влияние западноевропейских, ренессансных черт нашло свое отражение в интерьерах собора еще в большей степени, нежели снаружи.

Перекрытия храма представляют собой систему арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне одновременно на столпы и на внутренние вертикальные выступы стен —лопатки. Всего столпов шесть, расставлены они очень широко и только два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную для русской культовой архитектуры крестчатую форму. Четыре столпа, находящихся в основном объеме храма, являются круглыми. Опора сводов не только на столпы, но и на стены обусловила главную типологическую особенность Успенского собора: он не является крестово-купольным сооружением. Искусствоведы определяют его тип как зальный храм.

Внимание посетителя привлекает могучий, уходящий под своды пятиярусный иконостас, высота которого более шестнадцати метров. Он был создан в 1653—1654 годах по заказу Патриарха Никона видными русскими иконописцами того времени, собранными из разных городов страны. В 69 иконах этого живописного ансамбля представлены основные события и персонажи библейской истории.

В целую картину мира складываются и фрески Успенского собора. Как и иконостас, они датируются серединой XVII века и в основном повторяют сюжеты и композицию предыдущей стенописи, которая украсила стены главного храма страны в 1515 году. Огромный фресковый ансамбль был создан всего за два сезона: в 1642 году проводились подготовительные работы, а на следующий год собор уже расписали.

Сто пятьдесят мастеров-живописцев изобразили две с половиной сотни сюжетов и более двух тысяч отдельных фигур. На алтарной преграде чудесным образом сохранилось несколько участков первоначальной фресковой живописи, относящейся к рубежу XV—XVI веков: это полуфигурные изображения святых. Возможно, некоторые из этих фресок выполнил прославленный иконник Дионисий.


Саша Митрахович 04.01.2017 15:36

Успенский собор храм-музей

Успенский собор храм-музей

Успенский собор является составной частью музейного комплекса Московского Кремля и одновременно имеет статус Патриаршего. Богослужения возобновлены в храме с 1990 года; проходят они по специально установленному графику, согласованному с музеем и меняющемуся от года к году. Как правило, литургия совершается в дни престольных и великих праздников, а также в дни прославления московских святителей.


Саша Митрахович 04.01.2017 15:47

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Успенский собор расположение на карте как добраться самостоятельно график работы стоимость посещения

Некоторая полезная информация

Территория Московского Кремля и его музеи открыты для посещения ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Во внебогослужебное время паломники и туристы, чтобы попасть в любой собор Кремля, должны купить входной билет (350 рублей). Билеты на самостоятельное посещение Кремля и его музеев продаются в кассах Александровского сада, у Кутафьей башни, в Оружейной палате и на Соборной площади. Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 16:30.

Дни и часы работы музея, а также цены на билеты могут меняться. Необходимую информацию уточняйте заранее.

Контакты Успенского собора Московского кремля:

  • Адрес музея: 103073, Москва, Кремль, ФГУК ГИКМЗ «Московский Кремль»
  • Телефоны: +7 (495) 695-41-46, 697-03-49, 697-44-22

Как добраться самостоятельно к Успенскому собору:

Ближайшие станции метро: «Александровский сад», «Боровицкая» и «Библиотека им. Ленина». Вход на территорию Кремля — через Кутафью башню.

Расположение Успенского собора на карте Москвы:


Саша Митрахович 04.01.2017 15:55

Поделиться с друзьями:

Коментарии (0)

Каптча