Валаамский монастырь

Валаамский монастырь
В царской России было два монастыря, отделенных от мирской суеты не только крепкими стенами, строгим уставом и жаркой молитвой, но и широкой гладью вод.
Один — Соловецкий — стоял твердыней веры на Белом море. Другой — Валаамский — обосновался на покатых гранитных скалах Ладоги. В северной части этого самого большого в Европе озера из вод поднимаются более 50 островов. Они образуют архипелаг Валаама. Во времена седой древности здесь изредка селились финские рыбаки.
Само слово Валаам финского происхождения. Его можно перевести как «высокая земля». Обживать эти уединенные места русские монахи стали вскоре распространения православной веры на Руси. Согласно монастырскому преданию святой апостол Андрей Первозванный, просветитель славян, прибыв из Киева в Новгород, достиг по реке Волхов Ладожского озера, а затем Валаама, где и благословил этот остров крестом. А основателями монашества на Валааме почитаются греческие священники Сергий и Герман. Жизнь поселенцев на удаленных островах оказалась неспокойной. Мир не раз жестоко вторгался в их тихую молитвенную жизнь. В 1578 году к Валааму подошли шведские корабли. Иноземцы увидели в нем всего лишь укрепленный пункт своих противников; 18 монахов и 16 послушников были безжалостны убиты. Через три года шведы вернулись и сожгли все деревянные постройки монастыря. Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович — заключил со Швецией мир, и Валаам стал шведским почти на сто лет. Вернуть архипелаг удалось лишь Петру I. Каменные постройки сменили деревянные лишь в начале XIX века.
Своим расцветом монастырь, который стали называть «северным Афоном», во многом обязан игумену Дамаскину. Он был сыном простого крестьянина, обладал крепкой практичной сметкой и цепким умом. На Валааме он поселился в 1819 году. Сначала был послушником, пек хлебы и ухаживал за лошадьми. Потом постригся в монахи, жил пустынником в уединенном скиту. Через двадцать лет жизни на Валааме он стал настоятелем монастыря и и прожил в этом качестве еще сорок лет. При нем появилось множество новых каменных церквей, часовен и домов, были построены гостиница и библиотека. Заработал водопровод, мастерские. У монастыря появился собственный пароход. Некоторые островки архипелага были соединены каменными и деревянными мостами. Хлопотами своего настоятеля, а также молитвами и трудами православной братии красивый, но суровый Валаам обустраивался, разрастался и расцветал фруктовыми садами. Здесь каким-то чудом приживались не только вишни, груши, но даже виноградная лоза.
Когда подплываешь к Валааму на теплоходе, на линии фарватера появляется золотая маковка церкви Никольского скита. Начиная с XVIII века, этот скит играл роль своеобразной таможни (на Валаам не разрешалось провозить табак, вино и водку). С главного острова архипелага до Никольского скита можно добраться по деревянным мосткам. Однако пароход идет дальше, заходя в длинную и широкую Монастырскую бухту. От пристани дорога ведет к своеобразной «столице» обители — Спасо-Преображенскому собору. Справа остается второй по величине остров Валаама — Скитский. На нем находится скит Всех святых. Таких маленьких обителей — скитов — на Валааме много. Названия у них красивые — Гефсиманский, Воскресенский, Предтеченский. Однако часто жизнь в скиту для монахов была еще суровей, чем за стенами монастыря. Они добровольно отказывались от мясной и молочной пищи, не ели рыбу, которой было богато озеро. Посетителей-богомольцев принимали лишь раз в году.
Среди красивых пейзажей Валаама, его церквей и скитов глаз порой выхватывает странные бетонные конструкции. Это свидетельства пребывания на архипелаге финнов. После революции 1917 года Валаам отошел к Финляндии. Монастырь во время советско-финской войны 1939-1940 годов бомбили. Когда Валаам присоединили к Советской России, жизнь в монастыре замерла. Здесь открыли школу боцманов и юнг. Вскоре ее совсем юные выпускники сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Возрождение монастыря началось в 1989 году. Но, видимо, времена намоленных скитов Валаама, с паломниками-монахами, спасающимися от суеты и соблазнов мирской жизни, навсегда канули в прошлое. Менее чем за полвека были разорены и сгорели многие уникальные деревянные постройки. Теперь многочисленные турфирмы привозят на архипелаг всех желающих.
Погуляв по острову, они оставляют за собой объедки и прочий мусор. Порой на фоне природных красот и черной рясы священника блеснет и отполированный бок иномарки, и золото массивного креста. Сможет ли Валаам восстановить свое былое величие духовной обители? Это во многом зависит не только от монахов, но и от чувств, с которыми люди направляются на архипелаг.

 


Саша Митрахович 24.01.2016 12:33

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...