Верхний уровень музея Орсе: импрессионизм и постимпрессионизм

Верхний уровень музея Орсе: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне. Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана, где каждая картина написана с присущим только ей освещением.Музей Орсе Париж

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе, а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей» (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.


Саша Митрахович 21.12.2015 15:33

Огюст Ренуар, Бал в Мулен де Ла Галлет, Девушки за пианино и Обнаженная на солнце

Огюст Ренуар, Бал в Мулен де Ла Галлет, Девушки за пианино и Обнаженная на солнце

В 32 зале музея де Орсэ в Париже выставлены 2картины Пьера Огюста Ренуара «Бал в Мулен де Ла Галлет» и «Обнаженная на солнце», а в 34 - «Девушки за фортепиано» “. Это самые значимые картины художника, выставленные в этом музее.

 

Бал в Мулен де Ла Галлет

Эта картина была впервые представлена на 3-ей выставке импрессионистов в 1877 году. Насыщенный цвета, необычный сюжет, легкий мазок, и конечно игра тени и света… На тот момент все это шло в разрез с устоявшимися в живописи канонами и традициями. Художник писал свой бал на пленэре. То, что такая многофигурная и сложная композиция была написана именно под открытым небом, и стало уникальным для этой картины. Зрители по достоинству оценили картину только спустя 20 лет.

«Девушки за фортепиано» ​

Девушки за фортепиано, самая завершенная версия

Эта картина была крайне тяжелой для художника. Картина эта была заказана государственной закупочной комиссией. Выполнение такого заказа,  для художника, который часто попадал под жесткую критику, было большой удачей, открывавшей новые горизонты. Но, все же это была заказная картина. Осознание этого факта не давало таланту Ренуара полностью раскрыться. Он переписывал картину 6 раз, каждый раз повторяя практически одно и то же. Из всех шести вариантов в  музее Орсэ выставлен наиболее завершенный.

Обнаженная на солнце

Обнаженная на солнцеЖенщины был любимыми персонажами Ренуаровских картин. Его женщин легко опознать по миндалевидному разрезу глаз. Натурщицей для картины выступала 19 девушка по имени Анна. В понимании художника именно ее мягкие формы являются идеальным воплощением женственности. В своей работе Ренуар использовал цветные тени, что не сразу было воспринято публикой. Некоторые считали, что это проступают трупные пятна.

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)

Французский живописец, график и скульптор. Ренуар родился в бедной семье, но уже с ранних лет проявлял свой талант. Поначалу он раскрашивал фарфоровую посуду, тем самым принося своей семье некий заработок, а по вечерам посещал художественную школу.

В 1862 году Пьер Огюст поступает в Школу изящных искусств. Именно там он и знакомиться с Альфредом Сислеем, Клодом Моне, Писсаро и Базилем. Именно в это время активно набирает популярность такое художественное течение – как импрессионизм. И Ренуар становиться первым успешным художником, использовавшим в своих работах это течение.

 С 1869 года он переходит к активной работе на пленэре (живопись с натуры на открытом воздухе), и в его картинах человеческие фигуры органично включаются в свето-воздушную среду. Его письмо становиться более прозрачным, колорит насыщается тонкими рефлексами.

От других импрессионистов Ренуара интересует прежде всего индивидуальность человека в различных ситуациях и в гармонии с природой и внешней средой.

В середине 1890 годов художник вступает в новый этап своей жизни. Любовные переживания способствуют потере интереса  импрессионизму и возвращению к классике. В колорите преобладающими становятся оранжево-розовые тона, формы ограничиваются контуром, моделировка объектов становиться жестче, живопись приобретает черты декоративности.

В 1897 году художник получает перелом руки, после этого его здоровье резко ухудшается. В дополнение ко всему приходит ревматизм, который постепенно приковывает Ренуара к инвалидному креслу. Но даже будучи частично парализованным, проходя через боль, он все равно продолжал писать, до самой своей кончины. Отвечая на вопрос – целесообразен ли такой труд, сопровождаемый постоянными болями, великий художник ответил – Боль проходит, красота остается.


Саша Митрахович 21.12.2015 15:33

Анри де Тулуз-Лотрек

Анри де Тулуз-Лотрек

В кровати, 1892, 1893

В кровати, 1893

Лотрек очень часто посещал бордели. Там он не только предавался утехам, но и наблюдал быт тамошних обитателей. Обе работы передают быт и «нерабочее» время жриц любви. И с одной стороны это порочные отношения, но возможно, они более искренние. И в первую очередь автор хотел показать своими картинами, что даже проститутки, которых общество считает падшими, прежде всего люди.

Все портреты художника можно условно разделить на две категории. В одних модель смотрит прямо на зрителя, в других – занята привычным делом.

 

 

Жюстин Диель в саду ФорестаПортрет мистера Саммери

Портреты Лотрека, находящиеся в музе Орсе «Жюстин Диель в саду Фореста», «Женщина в черном боа», портрет Густава Люсьена Деннери, портрет мистера Саммери, портрет Поля Леклерка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

женщина с черным боа

Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Французский художник с непростой судьбой. В 14 лет Анри сломал обе ноги при падении с лошади, и на всю жизнь остался калекой. Переломы повлияли на то ,что рост мальчика остановился. Учился живописи он у Л. Бонна и Ф. Кормона, на его работах отразилось влияние японских гравюр и Дега.  Основная тема творчества для художника – быт и развлечения как «дна», так и парижской богемы. Художник воссоздает эти образы с болезненной остротой наблюдения, без морали, с некоторой долей иронии. В своих ранних работах, в качестве моделей, Тулуз Лотрек использовал близких родственников и друзей, писал в духе импрессионизма. Однако ему очень хотелось максимально правдиво передавать индивидуальность каждой модели.  Постепенно он совершенствует методы передачи психологического состояния человека, сохраняя при этом и его неповторимый облик. В 1884 году Лотрек открывает собственную мастерскую в богемном районе, на Монмартре, где в то время обитало много молодых художников.

Также художник внес неоценимый вклад в становление жанра афиши, что было высоко оценено его современниками. За свою жизнь он написал около 30 афиш.

В 1899 году Анри страдает алкоголизмом, заболевает сифилисом, попадает в психиатрическую клинику. В 1901 году получает инсульт и вскоре после этого умирает.

 

 

 

Поль ЛеклеркГустав Люсьен Деннери


Саша Митрахович 21.12.2015 15:33

Винсент ван Гог, автопортреты, Звездная ночь над Роной и другие

Винсент ван Гог, автопортреты, Звездная ночь над Роной и другие

В музее Орсе представлено несколь картин известного больше французского, чем голландского художника, Винсента Ван Гога.

 Звездная ночь над Роной

Автор начал работу над картиной в 1888 году, а в 1889 она впервые предстала перед зрителями, на выставке Салона Независимых художников.  Картина была создана на ночном пленэре, когда художнику удалось захватить тот момент  перехода яркого  света  фонарей Арля в мерцание синих вод Роны.  Картина написана крупными мазками, с преобладанием в цветовой гамме синего и желтого тонов,  переходящих то в зеленовато-бронзовый, то в бледно голубой, то в ярко-золотой.

 

Автопортрет, 1889 год, сентябрь

Автопортрет, сентябрь 1889 автопортрет с кистями и палитрой, август 1889 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня известно 35 автопортретов художника, 28 из них были написаны в Париже в период 1886-1888 годов. В автопортрете 1889  года Винсент меняет технику письма, здесь появляются закрученные следы от кисти, такие же, как на картине «Дорога с кипарисом» и «Звездная ночь».

Автопортрет с кистями и палитрой, 1889 год, август

 

Этот автопортрет выделяется среди остальных автопортретов художника наличием художественных инструментов.  Недавно выписавшись из больницы, на этом полотне художник передает свое внутреннее состояние. Контрастные цвета делают его лицо бледнее. Использованный в работе желто-зеленый цвет передает болезненное состояние.

Спальня в Арле

Спальня в Арле, в первоначальном варианте имела несколько иную цветовую гамму

Идея нарисовать свою спальню пришла к художнику вовремя болезни, когда он был прикован к постели. Картина была написана в трех вариантах. Первая версия была написана в 1888 году, и отправлена брату Тео. Однако во время наводнения это полотно было повреждено. Тогда Винсент нарисовал второй вариант картины, в которой несколько изменил цветовую гамму. В 1889 году он создал третий вариант, взявший самое лучшее от двух предыдущих. Эту версию он подарил сестре. Именно эта версия и находиться сейчас в Орсэ.

 

 Винсент ван Гог (1853-1890)

Знаменитый художник родился в Голландии,в семье пастора. Первое знакомство с картинами Винсент получил в 16 летнем возрасте, когда с помощью дяди поступил на службу в фирму «Гуниль и Ко», торговавшей картинами.

Портрет доктора Гаше

В 1876 году Винсент покидает службу и увлекается религией. В это время он делает некоторые наброски. С 1878 года он начинает проповедовать, но слишком близко к сердцу принимает страдания простых людей, отказывает себе во всем ради помощи ближнему. Казалось бы правильное религиозное направление пришлось не по нраву церкви, и Винсенту пришлоь оставить эту деятельность.

С 1880 года Ван Гог посещает художественные академии, пишет картины. В 1886 году он едет к брату Тео в Париж. В это время он знакомиться со многими импрессионистами, высветляет свою цветовую палитру. Именно здесь художник становиться одним из самых ярких представителей парижского авангарда, его новаторство разрывает все условности.

В 1888 году он перебирается на юг Франции, в Арль, находит здесь друзей, черпает идеи для творчества. Но психическое здоровье Ван Гога ухудшается, этому способствует и ссора с близким другом Гогеном. После этой ссоры он и отрезает себе часть уха.

В  1889 году психическое состояние Винсента еще сильнее обостряется, он все чаще страдает от душевных растройств, появляются суицидальные наклонности. И в 1890 году он оканчивает жизнь пистолетным выстрелом. Следует отметить, что при жизни художник был не понят и не признан, почти все время находился на содержании брата Тео. Ходит легенда, что при жизни было продана только одна работа художника «Красные виноградники в Арле». В этой легенде только часть истины. Красные виноградники явились лишь прорывом в стоимости. Есть документальные подтверждения минимум 14 сделок по продаже картин, скорее всего, что их было больше. 


Саша Митрахович 21.12.2015 15:33

Поль Гоген, Белая лошадь, Забавы и таитянские мотивы

Поль Гоген, Белая лошадь, Забавы и таитянские мотивы

В музее Орсе храняться следующие картины Поля Гогена: «Золото их тел», Автопортрет, «Белая лошадь», «Над пропастью», «Хижина под пальмовыми ветвями», «Забавы»

Золото их тел

Золото их тел

Одна из картин, написанных в период пребывания на Доминике. В картине автор передает красоту таитянской природы, и контрастирующий с ней цвет тел местных женщин.

Белая лошадь

 Белая лошадь Картина, написанная в духе анимализма. При этом Гоген использует свои любимые таитянские мотивы, изображая на заднем плане всадников на лошадях. В работе он подчеркивает единение человека с природой. Всадники на лошадях абсолютно наги, у них нет лошадиной сбруи, вместе с тем человек и лошадь чувствуют друг друга, у них полная гармония. При кажущейся простоте исполнения картины в ней чувствуется особая атмосфера, тишина и покой, лишь легкий ветерок колышет траву...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забавы

Забавы

Художник показывает досуг простых таитянских жителей. Они свободны, в них нет спешки, они заняты любимым делом в гармонии с природой и собой. Упрощенные формы, яркие цвета, все это призвано создать акцент на чувствах, на эмоциях.На гармонии. Много лет картина не теряет своей актуальности, в спешке, в погоне за карьерой, в повседневной суете мы забывает о том, что есть сама жизнь, не замечаем мир вокруг нас. А Гоген показал нам это.

 

Поль Гоген (1848-1903)
 

Хижина под пальмовыми ветвями

 

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже, отец – журналист, мать – франко-перуанка. Поначалу ничто не связывало Поля с искусством. Поначалу он служит моряком, позже становиться успешным биржевым брокером. Начал рисовать с 1874 года, поначалу посвящая любимому делу лишь выходные. В 35 лет он бросает семью, пятерых детей и полностью посвящает себя искусству. В этом его поддерживает друг – Камиль Писсаро. С 1879 по 1886 год Гоген поддерживает связь с импрессионистами, и вместе с ними выставляет свои работы.

 

В 1888 году он совместно с Эмилем Бернаром выдвигает синтетическую теорию в искусстве, где особое значение придается отражениям света и  плоскостям, а также неестественным цветам и символическим примитивным объектам. Гоген много путешествует. В 1893 году он возвращается во Францию, представляет свои работы. Они вызывает у публики интерес, но приносят слишком малый заработок.Больной сифилисом, совсем сломленный духом,  он переезжает в Океанию. Умирает на Маркизских островах.

Как известно, некоторое время Гоген плотно сотрудничал с Ван Гогом, художники проживали вместе. Многие им приписывали любовную связь. Именно после их размолвки и произошла изветсна история с Ван Гогом и его ухом.Над пропастью

В своем творчестве Гоген отказывался  от  западного натурализма, ставшего на тот момент традиционным. Он  использовал  природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. В своих работах он ставил на первое место линейные образцы и цветовую гармонию, которые пропитывали его картины особой таинственностью. За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того, Гоген создал несколько гончарных работ и литографий.
 

 

 

 

 

 

 

 


Саша Митрахович 21.12.2015 15:33

Читать следующую статью

Средний уровень музея Орсе

Читать предыдущую статью

Экспозиция первого этажа

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...