Андрей протопоп

Андрей протопоп

На фото: Венчание царя Алексея Михайловича. Декоративное панно работы Е. Криваксиной из церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Андрей протопоп, либо же священник Андрей Савинов Постников, духовник Алексея Михайловича, пользовался всеми щедротами царской милости. Он был образованным человеком и мудрым советником... однако, в конце концов, его заклеймили как врага Церкви и предали анафеме. Было ли дело в «разгульном образе жизни» и других прегрешениях Савинова — или же в сведении личных счетов и борьбе за влияние?

О юных годах протопопа Андрея Савинова ничего толком не известно. Сведения о нем появляются только тогда, когда он уже сблизился с царем Алексеем Михайловичем и после опалы Патриарха Никона стал духовником государя. Многие полагают, что мягкий по натуре — «Тишайший» — царь просто нуждался в образованном доверенном лице с сильным характером. А Андрей Савинов был намного образованнее многих тогдашних московских священников. Да и твердостью характера Господь его не обделил. Таким образом:

«лета 1666 года месяц марта, в 25 день, на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в Ея же пречистом храме, у государя... поставлен в протопопы Ея Пречистыя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы священник Андрей Савин от церкви святителя Григория Чудотворца Неокесарийского, что за Москвой рекой».

После этого имя царского духовника часто упоминалось в различных государственных документах. Он участвовал в заседаниях Собора, ставил свою подпись под его решениями, подносил царю Евангелие, которое тот целовал в знак верности договору, заключенному в 1668 году с послами польского короля... И, как уже упоминалось выше, венчал Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, а потом крестил их детей. Государь же, в знак расположения к своему духовнику, особым указом распорядился выдавать протопопу Андрею Савинову из казенного имущества все, что он только пожелает, будь то ткани, меха, драгоценности.

Любопытно, что до этого близкие к царям священнослужители призывали строго соблюдать домостроевский уклад. Андрей Савинов же не видел ничего предосудительного в том, чтобы самодержец временами «отвлекался» от государственных дел и пировал с боярами. И даже нередко сам бывал приглашен к государеву столу. В одной из разрядных книг сохранился интересный рассказ о таком празднестве:

«Царь в потешных хоромах угощал бояр своих... да у кушанья же был у Великаго Государя Благовещенский протопоп, духовник Великаго Государя, Андрей Савинович... А после кушанья изволил Великий Государь себя тешить всякими играми... и в органы играли, и в сурну, и в трубы трубили... и по литаврам били... Да Великий же Государь жаловал протопопа, своего духовника, и бояр, и дьяков думных, вотками, ренским и всякими разными питиями, и пожаловал их своею государевой милостию: напоил их всех пьяных».

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким.Эта, как мы сказали бы сейчас, вечеринка, явилась, видимо, последней каплей в чаше терпения тогдашнего Патриарха Иоакима. Он давно питал неприязнь к Андрею Савинову и через полторы недели после описанного выше пира, воспользовавшись отъездом Алексея Михайловича из Москвы, арестовал протопопа и посадил его на цепь.

Государь пытался уговорить Патриарха сменить гнев на милость, но тщетно. Лишь через два месяца Савинова выпустили на свободу. Примерно в то же время бывший Патриарх Никон, попавший в опалу, писал Андрею Савинову, чтобы тот помог ему снова наладить отношения с государем. Это дошло до ушей Патриарха действующего, которого такая перспектива явно не устраивала. И как только Алексей Михайлович умер (в 1676 году), Иоаким припомнил царскому духовнику все.

На Соборе Патриарх выдвинул против него обвинения в разгульном образе жизни, в блуде, в том, что он «церковь себе воздвиже без патриаршего благословения» и что Савинов якобы «возбуждал вражду» между царем и Патриархом и даже намеревался убить Иоакима, заручившись поддержкой нескольких сот царских воинов. Выслушав все это, Собор, разумеется, постановил, чтобы:

«сего непокорнаго, гордаго и не боящагося Бога иерея Андрея»

лишить сана, предать анафеме и отправить в Кожеозерский монастырь, без права входить в церковь. Причем, судя по всему, «подсудимый» протопоп АндрейСавинов на соборе не присутствовал и не мог ничего сказать в свое оправдание. Это было существенным нарушением и заставило впоследствии многих исследователей предполагать, что столь строгий суд был скорее актом мести со стороны Патриарха Иоакима, чем актом правосудия.

А Андрей Савинов ссылки не пережил, скончавшись в Кожеозерской обители.


Саша Митрахович 14.04.2017 16:47
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча