Архитектура Храма Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлове украшен в типичном для середины XVII века стиле русского узорочья. Этот архитектурный стиль, ставший предвестником русского барокко, отличается обилием декоративных элементов. Церкви становятся менее монументальными, уменьшается размер куполов, важную роль в архитектурном решении начинают играть приделы, зачастую у храма появляется массивное и обильно декорированное крыльцо. Облик зданий определенно тяготеет к гражданской архитектуре.
Все это можно отнести и к Рождественской церкви. Пять относительно небольших глав храма стоят на тонких глухих барабанах. В отличие от световых барабанов прошлых эпох, последние не несут никакой конструктивной функции, являясь чистым украшением. Четырехскатная крыша окаймлена простым карнизом, без привычных рядов поднимающихся вверх кокошников, однако они имеются в основаниях всех пяти барабанов. Ряд нарядных кокошников идет и по верхнему ярусу стен храма и приделов; поскольку стены
не делятся на прясла, они тоже несут чисто декоративную функцию.
Храм Рождества Христова в Измайлове изначально строился с двумя симметричными приделами по бокам и трапезной, придающими его композиции некоторую приземистость. Оба придела увенчаны такими же главками, как основной объем, совпадают и детали декора. Трехчастный алтарный выступ (три апсиды соответствуют трем престолам) невысок и сильно выдается за пределы основного объема. Апсиды также богато декорированы, особенно выделяются резные элементы в обрамлении окон.
Колокольня строилась уже в другую эпоху — в стиле русского барокко. Она представляет собой уменьшающиеся в объеме два четверика, на которые водружен восьмерик со скругленным шатром и главкой на еще одном маленьком восьмерике. В декоре используются пилястры и другие элементы, характерные для XVIII века. В целом, благодаря удачным пропорциям и одинаковому размеру главок, колокольня и храм образуют единое целое, несмотря на некоторый стилистический «разнобой».