Архитектура Свято-Троицкого собора Верхотурья

В архитектуре Свято-Троицкого собора Верхотурья сочетаются элементы, которые, с одной стороны, очень характерны для русской архитектуры соответствующей эпохи, а с другой, практически не встречаются вместе в рамках одного строения. Это делает храм необычным и запоминающимся сооружением; при этом он совершенно не производит впечатления эклектичной постройки, а напротив, поражает гармонической цельностью.
В основе церкви лежит популярная на рубеже XVII—XVIII веков модель «восьмерик на четверике»: на четырехугольный основной объем водружен восьмиугольник несколько меньшей высоты, увенчанный куполом. Храмы подобной формы во множестве встречаются в городах и селах Средней России, однако в Верхотурье она стала лишь основой гораздо более изысканного архитектурного решения.
Особенную оригинальность верхотурскому Свято-Троицкому собору придает пятиглавие — купол восьмерика увенчан не одной главкой, как в подавляющем большинстве случаев, а сразу пятью. Боковые главки, по размерам совсем немного уступающие центральной, сориентированы четко по сторонам света, то есть как бы сдвинуты на 45 градусов относительно своего привычного размещения на крышах пятикупольных храмов. Такое расположение, вместе с удачными пропорциями и визуально малыми расстояниями между главками, придает композиции легкость и нарядность.
С востока четверик завершен алтарной апсидой, а к северной стене примыкает придел во имя священномученика Харлампия, также с выступающей апсидой. Обе они имеют пятиугольную, а не традиционную округлую, форму и визуально «рифмуются» с восьмериком, сообщая храму дополнительную монументальность без потери гармоничности облика, которую не искажает даже более скромное, в сравнении с основным объемом, внешнее убранство придела.
С западной стороны, через трапезную, Троицкий храм соединен с пятиярусной шатровой колокольней — под ней устроен вход в собор. Высота колокольни составляет более 40 метров, ярусы представляют собой уменьшающиеся в объеме два четверика и три восьмерика. Особенностью колокольни можно назвать венчающий ее «двойной» шатер. Верхний ярус звона как бы встроен в середину шатра. Это технологически непростое решение редко встречается в русской архитектуре.