Архитектура Успенского собора в Малоярославце

Воздвигнутый и освященный в 1903-1912 годах, Успенский собор в Малоярославце сохранил до нашего времени свой первозданный облик, будучи наследником прежней каменной церкви, выстроенной в 1756 году. Это нашло свое выражение прежде всего в структуре храма, трех его освященных престолах.
Главный престол устроен в честь Успения Пресвятой Богородицы, боковые приделы - во имя мученика Иоанна Воина и Преображения Господня. Последний в свое время заменил сгоревшую в битве с французами церковь Спаса Преображения ее осиротевшим прихожанам.
Внешний облик храма впечатляет: нарядный и внушительный, в бело-голубых тонах он величественно высится над главной городской площадью, по соседству с монументом в память Малоярославецкого сражения. Удивительно, но собор визуально действительно производит впечатление здания гораздо большего, нежели его реальные размеры.
Этот четырехстолпный храм представляет собой четверик, основной объем которого имеет форму и пропорции почти правильного куба. К четверику примыкают колокольня и трапезная, которая была значительно расширена, поскольку размеров прежней уже недоставало для будущего городского собора, внушительного и представительного.
Архитектурное решение Успенского собора осуществлено в достаточно свободных рамках русско-византийского направления с элементами модного в период его строительства стиля модерн. Модерн в свою очередь предполагает немало оригинальных приемов - как заимствованных, так и характерных для древнерусского зодчества. Для Успенского собора это и перспективные входные порталы с резными архивольтами (архивольты - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены), и декоративные фризы самых различных видов - от поребрика до кокошника. Они красиво обрамляют витражные окна, создают гармоничные композиции с ордерами, рустами и другими элементами архитектуры. Интересно разработан и сам образ храма, в котором пятиглавие сочетается с шатровым верхом колокольни и ложными угловыми башнями.