Архитектура Воскресенского собора в Тутаеве

Содержание:
Исторически» Воскресенский собор в Тутаеве представляет собой сложносоставной памятник. По сути, можно говорить о двух разновременных зданиях, объединенных творческим усилием создателей в единое строение. Нижний ярус ныне существующего соборного храма — это церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенная в 1652 году. В первой половине 70-х годов XVII века простоявший двадцать лет храм расширили за счет верхнего яруса и галерей. Чуть позднее рядом появились колокольня и проездные ворота, а в самом соборе был устроен новый придел. Так сложился единый архитектурный комплекс.
Воскресенский собор — образец широко распространенного во второй половине XVII столетия типа каменного храма: главная масса собора — кубическая, двухъярусная, завершенная пятиглавием (большой барабан в центре и четыре меньших по углам постройки), своды поддерживаются за счет четырех столпов. Нижний ярус, ставший после возведения верхнего подклетом, является теплой (зимней) церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя священномученика Харалампия (южный) и Иоанна Предтечи (северный). Летний храм Воскресения Христова располагается в верхнем ярусе; в диаконнике находится придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба; на галерее — приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Четверик храма с трех сторон обнесен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, обрамляющих окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время она остеклена. Центральная часть храма (верхний ярус) освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Окна в стенах, оформленные наличниками, соединяют, помимо прочего, центральную часть и галерею, давая дополнительный свет. Над приделами, располагающимися на галерее, поднимаются маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной сторон храм снабжен крыльцами, ведущими на галерею. Они смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.
Собор богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами и росписями, причем богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного объема здания (и это довольно нехарактерно для данного типа храмов). Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон с простенками, заполненными пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляют обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей расположен пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами, и их обрамление с декоративной росписью.
Купола, барабаны и кровля Воскресенского собора Тутаева

Пять луковичных куполов на пяти барабанах возвышаются над «телом» Воскресенского собора Тутаева.
Высокие, вытянутые барабаны, удачно сочетаясь с пропорциями четверика, создают впечатление величественности всего здания. Барабаны богато украшены. В верхней части центрального барабана, между куполами и световыми окнами, — четыре декоративных пояса: два ряда поребрика, ряд кокошников и пояс сухариков непосредственно в месте примыкания купола к барабану.
Верхние части угловых барабанов украшены двумя поясами: рядом сухариков и рядом поребрика. Окна барабанов обрамлены наличниками с килевидными завершениями и связаны друг с другом узорочьем из поясов поребрика и кокошников.
В настоящее время кровля собора — четырехскатная, изначально же покрытия были позакомарными.
Декоративное убранство фасадов Воскресенского собора Тутаева

Отличительной чертой Воскресенского собора Тутаева является насыщенный и разнообразный мотив декора фасадов. Особенно привлекает взгляд южный фасад, обращенный к площади.
Многочисленные профилированные ниши, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, «подвешенные» к многочастному дробному карнизу, — всё пронизано духом роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот храм.
Крыльца Воскресенского собора в Тутаеве

Входы в верхнюю часть Воскресенского собора в Тутаеве довольно необычны. Во-первых, у Воскресенского собора два крыльца, а не три, что подразумевается галереей, окружающей постройку с трех сторон. Во-вторых, они расположены не по осям храма, а с боков, со смещением влево.
Дореволюционный исследователь В. В. Суслов писал об этой особенности: «Крыльца обыкновенно помещались против входов в самую церковь, и так как эти входы закрывались глухими дверями, то внутренность храма для приходящих была всегда скрытой. В данном же случае, вероятно, имелось в виду, чтобы входящим в церковь или проходящим мимо можно было видеть не только чудотворную икону Спасителя, приходящуюся против западного входа, но и саму внутренность церкви. Поэтому строители отодвинули крыльца в сторону от средин храма и против них сделали богатые окна в саму церковь».