Екатерининский дворец в Царском селе Пушкин

Содержание:
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – главная резиденция императрицы Елизаветы Петровны
Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.
Большой Екатерининский дворец является жемчужиной Царского Села. Он был официальной резиденцией трех русских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Строительство Екатерининского дворца
Строительство дворцово-паркового ансамбля Большой Екатерининский дворца в Царском Селе, входящего теперь в ряд Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, началось в 1717 году по желанию Екатерины I, имя которой дворец носит и по сей день. Строительство первого дворца на этом месте (архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн) было завершено в 1724 году.
Дворец Екатерины I в Царском Селе изначально представлял собой небольшое двухэтажное здание в стиле петровского барокко в голландском стиле на 16 комнат (светлиц, как тогда говорили).
Екатерининский дворец Елизаветы Петровны
Елизавета Петровна с детских лет любила Царское Село. По ее поручению, когда она еще была цесаревной, зодчий Земцов разработал проект расширения и обновления Екатерининского дворца. Михаил Григорьевич (1688-1743) на тот момент был главным архитектором столицы и ее окрестностей, в своем творчестве тяготел к раннему барокко и получил известность, в частности, как разработчик царскосельского павильона Эрмитаж.
Став императрицей Елизавета сочла любимый ею Екатерининский дворец в Царском Селе слишком маленьким, совсем старомодным и в 1752 г. заказала тогдашнему придворному архитектору Б. Ф. Растрелли приступить к перестройке здания дворца. В итоге появился существующий ныне Екатерининский дворец, выполненный в стиле зрелого барокко. Его центральную часть украсили фигуры атлантов и кариатид. На фронтонах появились золоченые декоративные маски. Добавилось множество лепных, резных и прочих деталей.
Дворец привел Елизавету Петровну в неописуемый восторг, и она превратила новый дворец в свою главную резиденцию. При ней он начал играть роль главного центра придворной жизни. Здесь устраивались обожаемые императрицей балы и маскарады. Случалось, решать здесь и государственные вопросы.
Большой Екатерининский дворец строился почти 40 лет (1717-1756). Статус парадной загородной резиденции российской императорской семьи предъявлял к его зданию, спроектированному в стиле русского барокко середины XVIII века, немало требований как функциональных, так и чисто эстетических. Их реализовывали такие признанные мастера зодчества, как Иоганн Фридрих Браунштейн и Бартоломео Франческо Растрелли, Михаил Земцов и Андрей Квасов. Перед самым фасадом дворца, длина которого насчитывает 352 метра, был обустроен роскошный парадный парк.
Своим нынешним обликом дворец во многом обязан государыне Елизавете Петровне.
Екатерининский дворец при Екатерине Великой
Что же до Екатерины Великой, именем которой называется этот подлинный шедевр архитектуры, то императрица презрительно именовала его «старомодным взбитым кремом», всячески критиковала предшественницу за мотовство, но при этом сама постоянно перестраивала и совершенствовала величественное здание и его великолепный парк.
Структура дворцового ансамбля
Структура дворцового ансамбля включает в себя центральный корпус, два боковых флигеля, связанных между собой полноэтажными галереями, Церковный и Зубовский торцевые корпусы и два служебных дугообразных корпуса - циркумференции.
Большой Екатерининский дворец — композиционный центр Царскосельского парка. Его фасады, как и вся конструкция, вписаны в окружающую планировку.
Янтарная комната

Подлинное украшение дворца - его интерьеры. Конечно же, в первую очередь это знаменитая Янтарная комната, в 1716 году подаренная Фридрихом Вильгельмом Прусским Петру Великому. В 1755-м она украсила Екатерининский дворец. В Великую Отечественную войну ее убранство было демонтировано и вывезено немецкими оккупантами, и судьба ее неизвестна до сих пор. Однако с 1979 года русские мастера вели работу по восстановлению Янтарной комнаты, и к 2003 году она была возвращена на свое законное место.
Екатерининский парк
Екатерининский парк, безусловно, входит в мировую сокровищницу парков. Он состоит из двух частей: пейзажного Английского парка и регулярного Старого сада. В XVIII веке парк являлся воплощением всего самого современного в садово-парковом искусстве. Кроме того, по проекту Растрелли в парке были построены павильоны «Грот», «Эрмитаж», «Зал на острову», предназначенные для увеселительных собраний узкого круга придворных, приближенных к императрице; устроены Большой пруд и Нижние пруды.
Камеронова галерея

Одним из самых интересных украшений парка является Камеронова галерея, построенная в 1784-1787 годах под руководством того самого палладианца Чарльза Камерона. Галерея была задумана для прогулок и расположилась на склоне холма, на границе пейзажной и регулярной частей парка. И ныне, как и более двухсот лет назад, колоннада галереи доминирует над парком. А лестницу, ведущую к галерее с южной стороны, охраняют две бронзовые статуи: Геркулеса и Флоры.
Храм Воскресения Христова

Важное место в жизни дворца занимала домовая церковь Воскресения Христова с пятью золотыми куполами, возвышающимися над дворцом. Ее фасад обращен на Садовую улицу. Тех, кто бывал в этой церкви, потрясал ее интерьер. Берлинская лазурь стен в сочетании с золотом шестиярусного иконостаса, созданного по проекту Растрелли, и золотыми рамами остальных икон работы наиболее даровитых русских живописцев - крепостных и монашествующих, - среди которых был и Иван Петрович Аргунов, крепостной графа Петра Борисовича Шереметева. Ныне этот интерьер полностью можно видеть только на старинных рисунках, хотя частично он был сохранен и восстановлен.
В Воскресенский дворцовый храм можно было попасть как из дворца, так и из Императорского Царскосельского лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин.
Екатерининский дворец, великолепная достопримечательность России, Входит в список самых красивых замков мира.
Екатерининский дворец история


Екатерининский дворец — один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.
Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».