Иконы храма Константина и Елены в Вологде

На фото: Спас в силах. Икона второй половины XV века, происходит из церкви Константина и Елены в Вологде.
Теперь в храме Константина и Елены в Вологде не найти старинных икон, с ними можно познакомиться лишь в музее.
Древних святынь в Константино-Еленинской церкви не сохранилось. Но когда-то здесь пребывало множество старинных икон, и некоторые из них были замечательны не только своей древностью, но и тем почитанием, которым они пользовались среди вологжан.
Особое место среди всех икон занимал образ преподобного Димитрия Прилуцкого с житийными клеймами. Средник образа представлял собой точную копию иконы из Спасо-Прилуцкого монастыря, писанной, как гласит предание, преподобным Дионисием Глушицким. Этот образ помещался в местном ряду слева от царских врат и пропал после закрытия храма в 1930 году.
Другие иконы из церкви Константина и Елены имели более счастливую судьбу — они поступили в музей и сохранились по крайней мере как памятники искусства.
Икона Спас в силах
О. Сергий Непеин, описывая в своей книге «Вологда прежде и теперь» храм Константина и Елены (которого настоятелем он являлся в 1898— 1911 годах), среди его святынь, помимо иконы преподобного Димитрия, упоминает «почитаемую икону Спасителя с подписью». Икона находилась справа от царских врат и была древнее не только Константино-Еленинского храма, но и, согласно принятой датировке, — деревянного Димитриевского. Исследователи относят ее создание к XV веку. В «Вологодской старине» (1890) И. Степановского она описана так:
«Икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, окруженном херувимами и серафимами, с Евангелием в правой руке, разогнутым на словах: „Не на лица судите, сынове человечестии, но правой суде судите“. У четырех углов иконы изображены символы четырех евангелистов. Икона эта называлась в старину „Спас в силах“, взята, вероятно, из старого, бывшего в деревянной церкви, предалтарного иконостаса, в котором она находилась во втором ярусе над царскими вратами...»
Икона святителя Николая
Икона святителя Николая из Константино-Еленинской церкви, хранящаяся сейчас в Вологодском музее-заповеднике, находилась, по-видимому, прежде на южной стене близ солеи. В описи 1887 года она представлена как «Икона Св. Николая Мирликийского... письма весьма древнего... Венец и цата (не сохранились. — Прим, ред.) на Угоднике серебр. непробные. Поля иконы выпуклые». Как и «Спас в силах», образ свт. Николая датируется сейчас XV веком. В храме была и другая икона святителя Николая древнего письма, «с чудесами», помещавшаяся в теплом приделе во имя Семи отроков Эфесских «в амбразуре окна у левого клироса».
Икона Зосима и Савватий Соловецкие
В паперти холодного храма, по обе стороны от входа, помещались шесть старинных большого размера икон — «Святцы», «Преображение Господне», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Распятие с предстоящими», «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», а также «Великомученик Феодор Стратилат». Но, как говорится в описании Цареконстантиновской церкви от 1887 года, «куда впоследствии девалась эта икона, неизвестно». Увы.
Зато в музее сохранилась другая икона из тех, что прежде находились в паперти, — «Зосимы и Савватия Соловецких... Между двумя Угодниками, писанными в рост, изображен вид Соловецкого монастыря со всеми его зданиями, большими и малыми; каждое здание обозначено славянскою цифрою, по которой можно отыскать его название в реестрах, писанных у верхних углов иконы в двух четвероугольниках. В нижней части иконы написаны тропарь, кондак и общая молитва преподобным Зосиме и Савватию. На нижнем краю иконы подпись: „Писал сий святый образ иконописец Иван Григорьев Марков лета 1709 года“». Этот же мастер, как следует из подписей, создал и другие иконы, помещенные в паперти. Судя по времени создания, они были заказаны специально для Константино-Еленинской церкви.
Хоругви Храма Константина и Елены в Вологде
Напоследок следует упомянуть о писанных на дереве хоругвях, являвшихся, вероятно, современницами деревянного Димитриевского храма. На обеих с одной стороны было изображено сретение иконы прп. Димитрия. Оборотные стороны различались. На первой имелось изображение Нерукотворенного образа Спасителя, а на второй — «Господь Вседержитель во весь рост, по сторонам Его святые равноапостольные Константин и Елена; у ног Его припадающие: святитель Филипп, митрополит Московский, и преподобный Кирилл Белозерский».