Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.


Саша Митрахович 20.01.2017 15:49

Икона Спас Всемилостивый Тутаев

Икона Спас Всемилостивый Тутаев

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

Крестный ход с Тутаевским Спасом ВседержителемВ летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.


Саша Митрахович 21.01.2017 09:49

Другие иконы Воскресенского собора

Другие иконы Воскресенского собора

Икона Распятие

Икона Распятие ТутаевПомимо образа Всемилостивого Спаса, внимание паломников в Воскресенском соборе Тутаева привлекает шестиконечное, врезанное в икону, Распятие (XV—XVI века), по преданию найденное на берегу Волги. На иконе Распятию предстоят: Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин-сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Другие иконы Воскресенского собора

Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».

В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.


Саша Митрахович 21.01.2017 09:52

Читать следующую статью

Воскресенский собор Тутаева сегодня

Читать предыдущую статью

Интерьер Воскресенского собора Тутаев

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча