Интерьер Спасского собора Елабуги

Интерьеры и внутреннее убранство Спасского собора Елабуги никогда и ничем не уступали красоте его внешних фасадов, поражая воображение посетителей и прихожан.
Благодаря щедрым, прежде всего, купеческим пожертвованиям, Спасский собор имел богатое и даже роскошное внутреннее убранство. Здесь были дорогая церковная утварь, образа в окладах из благородных металлов, предметы для богослужения из чистого серебра. Одних лишь серебряных изделий, принадлежащих храму, согласно описи, в советские времена было конфисковано 273 килограмма, не считая золотых украшений или дорогих иконных риз, украшенных драгоценными и самоцветными камнями. Все это после Октября 1917 года было хищнически разграблено и исчезло без следа.
Сегодня внутри собора мало что уцелело из старинных раритетов и церковной утвари прошлых лет. Как свидетель эпохи минувшей, кое-где сохранилась напольная плитка образца XIX века с клеймом, свидетельствующим, что она произведена на химических заводах Капитона Яковлевича Ушкова. Примечательно, что процесс ее создания консультировал друг Ушкова, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.
В советское время, к 1930-м годам, Спасский собор почти полностью утратил былую гордость - уникальные росписи на стенах и потолках, созданные выдающимися российскими мастерами живописи. Над его красочными фресками работали специально приглашенные в 1861 году И. В. Шишкиным, отцом будущего художника, живописцы братья Верещагины, Василий и Митрофан, однофамильцы известного баталиста, а также художники Ф. А. Бруни, К. Ф. Гун, И. А. Осокин.
Также существует версия, что художников для росписи внутренних интерьеров Спасского собора специально пригласили местные меценаты, купцы Стахеевы.
Оформители Спасского собора были авторитетными мастерами, к примеру, Василий Петрович Верещагин в свое время расписывал знаменитый московский храм Христа Спасителя, позднее уничтоженный советскими властями.