История собора Спаса Нерукотворного образа в Елабуге

Елабужанам было чем гордиться: они обрели величественный и просторный храм, достойный считаться главным духовным символом города. Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного образа скоро стал одним из центров жизни Елабуги. Здесь проходили не только церковные праздники, но и многие важные городские события; собор неизменно посещали высокопоставленные особы и деятели культуры и искусства; его не оставляли своим вниманием купцы-благотворители, и даже торговцы стремились расположить свои лавки поближе к соборной площади, под сень высоких стен храма, под торжественные звоны его колоколов.
Под сенью Яблочного Спаса
В XIX веке площадь Спасского собора была местом проведения одного из важнейших мероприятий в жизни города - знаменитой елабужской Спасской ярмарки. Ее название происходит как от места проведения торгов, так и от престольного праздника Всемилостивейшего Спаса: ярмарка проводилась с 15 по 26 августа, и ее посещало множество торговцев и покупателей как из округи, так и со всей России. Еще в 1818 году возле собора начали строить деревянные торговые лавки, и губернский архитектор Н. В. Андреевский даже подготовил проект торгового обустройства соборной площади. А с 1850 по 1868 год в соответствии с генпланом города именитые купцы Стахеевы построили на площади возле Спасского собора два каменных торговых корпуса. Отныне именно тут шел основной торг веселой, шумной, красочной и, конечно, весьма прибыльной Спасской ярмарки.
Это был настоящий общегородской праздник, и в Спасском соборе в дни проведения ярмарки всегда было особенно людно. Торговцы тоже стремились расположить свои лавки поближе к громаде красавца-собора, желая находиться под его сенью как под благословением. В храм люди шли от мала до велика, и хотя стояли дни Яблочного Спаса, иной раз на богослужениях было столько прихожан, что буквально негде было яблоку упасть. Общую атмосферу радости дополняли торжественные колокольные звоны храма, слышные далеко вокруг.
Шли годы, территория торгов неуклонно росла, и скоро рамки соборной площади стали им тесны. С 1895 года Спасская ярмарка стала проводиться за городом, на так называемых Шишкинских прудах, где она проходит и поныне.
XX век
Начало XX века Спасский собор встретил обновленным. В последний год уходящего столетия произвели внутренний ремонт холодной части храма, после чего установили духовое (воздушное) отопление. Это обошлось в 15000 рублей и удалось во многом благодаря труду и неуемной энергии тогдашнего церковного старосты собора, купца из Елабуги Николая Николаевича Замятина, и, конечно же, помощи меценатов.
Елабуга вообще считается в Поволжье едва ли не столицей благотворительности, трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Состоятельные купцы никогда не оставляли своим вниманием и Спасский собор.
Слава о Спасском соборе, его внутреннем убранстве и великолепном хоре давно вышла за рамки города, и храм стремились непременно посетить все приезжие, среди которых было немало известных исторических личностей. Так продолжалось до октября 1917-го, когда в ворота собора постучались новые, суровые реалии безбожного социалистического бытия, в которое надолго погрузилась многострадальная Россия.
После революции
23 января 1918 года советские власти издали декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», ставший основным программным документом во взаимоотношениях власти и религии в Советской России. Провозглашенные в нем независимость церкви от государства и его невмешательство в ее дела в реальности обернулись ожесточенной борьбой, которую власти развернули против верующих и духовных институтов.
Уже в 1920-е годы стали закрываться церкви, а протесты прихожан власти попросту игнорировали. К 1926 году в Елабужском районе осталось всего 14 храмов, где проводили богослужения три десятка священников. Но наступление воинствующих атеистов продолжалось. Процесс закрытия храмов проходил в районе крайне болезненно, как и по всей стране в целом. К тому же в дело вмешались всесильные ОГПУ и НКВД, проводившие массовые конфискации церковного имущества и предметов религиозного культа.
В Спасском соборе Елабуги было незаконно изъято огромное количество золотых и серебряных изделий. В 1930-е годы вопросы закрытия храмов в СССР были возложены на специально организованные комиссии по вопросам культа. В Советской Татарии такая организация существовала с 1931 года при Президиуме ТатЦИКа.
Спасский собор Елабуги был закрыт в 1930-е годы, но, к счастью, избежал разрушения. Удалось сберечь и главную святыню - икону чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которая сегодня находится в городском Покровском соборе.
В 1961 году Постановлением Совета Министров Татарской ССР Спасский собор получил статус памятника архитектуры местного значения, в 1980-е годы был отреставрирован и в 1997 году передан верующим.
Ныне он окормляется клиром Покровского собора, в здании проводится реставрация интерьеров и внутреннего убранства.