Николо-Шартомский монастырь

Николо-Шартомский монастырь

Несколько веков Николо-Шартомский монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от попадания молнии, началось в нем каменное строительство. Первым каменным храмом в монастыре стал собор, посвященный святителю Николаю.

Как и когда возник Николо-Шартомский монастырь

Главные святыни Николо-Шартомского монастыря -явленный образ Святителя Николая, еще одна икона того же святого, а также икона Божией Матери «Казанская», написанная монастырским затворником Иоакимом в XVII веке.

Нет однозначного суждения о том, как и когда возник Николо-Шартомский монастырь. По одной версии существует он чуть ли не с XIII века, когда здесь поселились суздальские иноки, бежавшие из разоренного Батыем города. Другая версия вспоминает старинное предание об основании монастыря на месте явления иконы святителя Николая.

Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году — это духовная грамота нижегородской княгини Марии Спасо-Евфимиеву монастырю, что в Суздале.

Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Сохранилось несколько жалованных грамот монастырю XV столетия. А в 1506 году великий князь Василий III даровал ему несудимую грамоту. В 1553 году Иоанн Грозный дал монахам грамоту на владение деревнями из отчины князей Горбатых, а его сын Феодор Иоаннович особой защитительной грамотой оградил владения монастыря от притязаний князей Несвицких. Кроме того, архимандриты Николо-Шартомские пользовались привилегией являться к государеву двору после Николы вешнего для поднесения царю просфоры и святой воды.

В 1645 году обитель полностью выгорела от попадания молнии. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона.

Монастыри Ивановской области.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:52

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря

Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу царя Алексея Михайловича, архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:58

Никольский собор Шартомского монастыря

Никольский собор Шартомского монастыря

Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

В «Памятниках Отечества» читаем:

«Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар.

Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении».

«Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению).

Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

«На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок».

В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.


Саша Митрахович 09.08.2017 19:24

Возрождение Николо-Шартомского монастыря

Возрождение Николо-Шартомского монастыря

Первые насельники появились в возрождаемом Николо-Шартомском монастыре в 1990 году. И храмы, и иные здания обители пребывали в полуразрушенном состоянии, поэтому братия поселились в строительном вагончике. Надо сказать, что возрождение монастыря многие окрестные жители восприняли с большим одушевлением. Приносили старинные иконы, сохранявшиеся у них дома, продукты, вещи, помогали собственными трудами.

В будущем году Николо-Шартомский монастырь отметит четверть века своего возрождения. Кажется — только вчера все начиналось, и вот уже прошла, по человеческим меркам, значительная часть жизни. Монастырь возрос, став крупнейшим в Ивановской области. Храмы восстановлены и освящены. Монастырское хозяйство смело можно назвать «образцово-показательным»: ферма, пасека, огород, птичник — все содержится в исключительном порядке. Функционируют многочисленные мастерские, где насельники несут послушания сообразно своим способностям.

Богослужения в монастыре:

  • Божественная литургия в Николо-Шартомском монастыре служится ежедневно, в 6:45.
  • Вечернее богослужение — в 16:45.
  • В воскресные и праздничные дни начало литургии — в 7:30
  • накануне всенощное бдение в 17:00.
  • Священно-архимандрит Николо-Шартомского монастыря — епископ Шуйский иТейковский Никон (Фомин).
  • Наместник — игумен Филипп (Понамарчук).

Контакты

  • Адрес: 155921, Россия, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19
  • Телефон/факс: +7 (49351) 2-44-34
  • Сайт монастыря: www.nikoloshartom.ru

Как добраться самостоятельно в Николо-Шартомский монастырь

Конечно, отправляться в Николо-Шартомский монастырь, по его не то чтоб удаленности, но общественно-транспортной малодоступности от больших городов с железнодорожными и автовокзалами, уместно на машине. Или в составе некоей автобусной группы паломников.

Совет автомобилистам: едучи со стороны Иванова по шоссе Р80, километров через двадцать с небольшими копейками (расстояние считаем от железнодорожного моста на выезде из города) поворачивайте направо на Котюрево, Горицы и Дунилово. А от Гориц (тут главное мост через Тезу ненароком не переехать) рукой до Введенья подать, около пяти километров. Если выезжаете из Шуи, держите путь по Северному тракту на Захарово и Чернцы. До Введенья по этой дороге — чуть меньше двенадцати километров.

Расположение монастыря на карте России:


Саша Митрахович 09.08.2017 19:37
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...