Первый проект храма Христа Спасителя на Вробьёвых горах

Изначально храм Христа Спасителя в Москве планировалось возвести на Воробьевых горах, тогда они не входили в черту города. Доводов для принятия подобного решения было несколько. Так, например, Александр I полагал, что столь величественное сооружение должно располагаться за границами Москвы, ибо в городе мало места для огромного сооружения. Воробьевы горы являлись удачным вариантом еще и потому, что находились между Смоленской дорогой, по ней французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, а по ней Наполеон бежал из России.
В основу проекта А. Л. Витберг заложил философско-религиозный прототип «тройственного храма», который соединял бы в себе «храм тела, храм души и храм духа». Символизировавшие их части собора согласно плана должны были находиться друг над другом по вертикали:
- Первую, нижнюю часть, в честь Рождества Христова, надлежало создать в форме гроба и расположить под землей. В ней предполагалось вырезать имена воинов, погибших в войне 1812 года.
- Второй храм, в честь Преображения Господня, символизировал бы смешение света и тьмы в человеческой душе. Его Витберг предполагал сделать в форме креста, по его периметру он задумывал поставить много статуй.
- А последний, верхний храм, символизировавший Воскресение Христово, архитектор замыслил сделать круглым.
Общая высота Московского храма Христа Спасителя, согласно проекту, должна была достигать 237 метров от подножия горы до креста, а высота наземной части составляла 170 метров. После возведения собор мог бы стать самым высоким зданием своего времени в мире. 12 октября 1817 года в основание храма Христа, в присутствии Александра I, был торжественно заложен первый камень.
На собор Христа Спасилеля из казны было выделено 16 миллионов рублей, помимо этого были ещё и народные пожертвования. Стройка храма шла восемь лет, но за такой срок не удалось завершить даже нулевой цикл. Специально созданная комиссия выявила растраты, достигавшие миллиона рублей. Также неустойчивые грунты под основанием будущего храма стали причиной остановки стройки.