Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль
Содержание:
Богородице-Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздальского кремля. Его строили в течение трех лет — с 1222 по 1225 год, — но строили не на «пустыре»: ранее здесь стояли городские соборы-«предшественники». Так что место, на котором вырос храм, давно считалось «намоленным». Это старейший православный храм Суздаля.
Первый предшественник Рождественского собора - Успенский собор, построили где-то в конце XI века на территории Суздальского кремля. Это была первая православная церковь в Суздале.
Храм вышел на славу — огромный и величественный. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться.
В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. Суздаль украсил новый огромный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Долгоруковский Успенский собор не оказался особенно долголетен. Уже в 1194 году владимирский князь Всеволод Большое Гнездо велел начать ремонт здания. Ремонт позволил второму Успенскому собору простоять еще 28 лет, но и этот храм пришел в негодность. В 1222 году владимирский князь Юрий Всеволодович повелел разобрать его.
Нового места для будущего храма решили не искать. В течение всего трех лет воздвигли уже третий по счету главный собор Суздаля. Учитывая уровень технологий того времени, такой короткий срок строительства кажется чем-то невероятным.
Освящение собора состоялось 21 сентября (по новому стилю) 1225 года. Это был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.
Собор Рождества Богородицы Суздаля история
В 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил
«позволение и пособие отъ в. кн. Василия Иоанновича, для перестройки соборной церкви в Кремле Суздаля, которой своды и главы, бывшие долгое время безъ поддержки, совершенно обветшали и угрожали падениемъ. Церковь была низменная. Великий Князь приказалъ возвысить ее…»
В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. из трехглавого в пятиглавый, своды были укреплены на шести столбах, главы и вся церковь были покрыты оловом. После чего храм был заново освящен 23 декабря 1530 г. и переименован из Успенского в Рождественский собор.
Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Интерьер и роспись Рождественского собора
Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.
Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.
Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница.
В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.
Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах.
Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари. В 1635 - 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора.
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечи. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.
Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный.
Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи. Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.
Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева.
Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.
Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов.
Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рождественский собор - усыпальница князей
Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав - сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.
Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) - первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви. Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя. В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.
Златые Врата Рождественского собора Суздальского кремля
Западные и южные Врата Рождественского собора Суздальского кремля - уникальный памятник монументального искусства, иконографии и палеографии мирового значения. Выполнены в технике «огненного золочения», принесённой на Русь из Византии.
На чернёных медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся золотом, растворённым в ртути. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины.
Темы клейм западных Врат посвящены новому Завету: событиям из жизни Христа и Богородицы. Сюжет «Покров Богоматери» служил идее небесного покровительства владимирскому князю и его земле.
Валики и умбоны (полусферы) покрыты растительным орнаментом, в который вплетены фигуры зверей и птиц. В медальонах-лики святых, соименных владимирским князьям. В четырёх нижних клеймах Врат - изображения грифонов и барсов.
Врата были подобны гигантской золотой иконе, сиявшей в резном киоте портала.
Изображения западных врат посвящены евангельским темам; особое внимание уделено богородице, считавшейся покровительницей Владимирской земли. Здесь находится и одно из древнейших изображений установленного во Владимире праздника Покрова. Нижние тябла заняты фигурами львов и грифонов в пышном растительном орнаменте; они живо напоминают зверей владимиро-суздальских рельефов.
Среди святых, помещенных в медальонах, изображен св. Митрофан — патрон заказчика западных врат суздальского епископа Митрофана (1227—1238), сожженного в 1238 г. татарами во владимирском Успенском соборе. Особенно интересны главные, южные врата. Здесь представлены святые, соименные владимирским князьям. Можно думать, что врата исполнены по заказу князя Георгия Всеволодовича в 1230—1233 гг. Основные изображения посвящены «деяниям ангелов», и в особенности архистратига небесного воинства Михаила, покровителя князей и их военных предприятий. Здесь много примечательных по мастерству композиции и занимательности сюжета изображений.
Интересна сцена единоборства Иакова с ангелом, где прекрасно передано напряжение борьбы; в сцене «Даниил во рву львином» львы схожи со зверями белокаменной резьбы. В изображении обучения Адама архангелом Михаилом художник показал Адама копающим землю деревянной лопатой с металлической оковкой, какие известны по материалам XII века раскопок в Суздале; в надписи дано и название такой лопаты: «Адам рыльцем землю копая». Интересна композиция «Чудо в Хонех», где на вершинах скал изображены фигурки людей с такими же «рыльцами».
Русские надписи врат являются драгоценным источником для изучения древнерусского письма и языка. Золотые рисунки обоих врат, изображавшие евангельские сюжеты, прославлявшие богородицу и ангелов, рисовавшие историю мироздания и первых людей, снабженные четкими лаконическими надписями, развертывались перед глазами зрителя как листы увлекательной иллюстрированной рукописи.
По свидетельству описи собора 1609 года, в той же технике золотой наводки был сделан архиерейский амвон — возвышенное место перед царскими вратами алтарной преграды, на стенках которого были также изображены господские и богородичные праздники. Видимо, это великолепное сооружение исчезло во время захвата Суздаля польско-литовскими войсками.
«Златые врата» показывают, какого высокого совершенства достигло искусство владимиро-суздальских художников, блестяще сочетавших мастерство строгой и лаконичной выразительной композиции с любовью к узорчатости. Эта тяга к орнаментальности типична для народного искусства, для вкусов «мизиньных людей» Владимирской земли, выдвинувших из своей среды талантливых мастеров. Собор был щедро наделен и драгоценной утварью, доставленной купцами из других стран.
Врата реставрировались в 1970 г.