Спасский собор строительство

В Елабуге испокон веку считают, что Спасский собор возведен по воле Божией на месте, указанном иконой Чудотворного Образа Спаса Нерукотворного. История нынешнего Спасского собора, построенного в 1816 году, началась еще в XVI веке.
Тогда в самом центре седа Трехсвятского стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, построенная незадолго до 1648 года, когда рядом с ней возвели каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1714 году Спасский храм разобрали, а на этом месте возвели новый, каменный, оставив прежнее освящение. Большая по размерам Казанская церковь стала его теплым приделом.
Главной елабужской святыней уже тогда была чудесным образом обретенная икона Спаса Нерукотворного, датируемая серединой XVII века. Горожане считали ее своей покровительницей и целительницей. Примечательно, что на этой иконе Спаситель был изображен необычно: его лицо выражало «скорее суровость, чем кротость и милосердие».
Что ж, может, отчасти и своим грозным видом она не раз спасала Елабугу от напастей. Так, в 1739 году в округе взбунтовались башкиры во главе с их предводителем сельским феодалом Акаем Кусюмовым. Когда местные жители встретили его отряды с иконой Спаса Нерукотворного, неожиданно поднялась буря. Восставших буквально разметало ураганным ветром, и они обратились в бегство. В благодарность за чудесное спасение вплоть до революции елабужане совершали в мае ежегодный крестный ход с образом Спаса Нерукотворного, причем икона была столь тяжела, что ее поочередно несли на руках четыре прихожанина.
В 1780 году село Трехсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии - Елабугой. К тому времени новоиспеченный город состоял из четырех сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту XVIII века, по большей части делилась на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окруженными по периметру двух - и трехэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский храм.
Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской Иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счет государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году - главный престол. Спасский собор о трех приделах был «освящен в 1821 году.
Храм получился представительным: большое четырехстолпное двусветное здание, возведенное в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась.
В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьезной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе ее значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», а самое главное - возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезную, то новая колокольня соединялась с ней теперь уже весьма протяженной галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне.
В результате этой кардинальной перестройки, проведенной на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрел свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и теплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня. Внутреннее убранство собора также обогатилось: появился новый иконостас тонкой резной работы, сделанный на заказ мастерами из Арзамаса за 12 тысяч рублей.