Усадьба Богдановичей в д. Ободовцы

Усадьба Богдановичей в д. Ободовцы

В д. Ободовцы, Вилейского района, в 70 км от Минска и в 10 км от Вилейского водохранилища расположена усадьба Богдановичей, построенная  в конце 19 века. Всего у Богдановичей было около 7 усадеб в районе, но постоянно они проживали именно в Ободовцах.

Центральное положение в усадьбе занимал парк прямоугольной формы, по периметру окруженный аллеями. Некогда въезд в парк был обсажен белым тополем. Сам двор имел круглую центральную поляну с европейской лиственницей, обрамленную дорожками.  Это являлось центральным партером усадьбы. Такое расположение в центре перед домом показывало значимость рода, и при этом являлось одним из распространенных приемов организации разворотного кольца для бричек и карет.  От въезда, оформленного брамой с железными воротами, к партеру вела двурядная аллея, вдоль которой шла плавно изогнутая дорога, обсаженная формованной елью.  Сам усадебный дом был выстроен из дерева, имел один этаж и мансарду.

Были в парке и поляны с ясенями, кленами и дубами, северная липовая аллея переходила в еловую в восточной части парка.  За дорогой в усадьбу с северной стороны располагались сады, к ним примыкали естественные древесные насаждения, среди которых на возвышенности расположилась каплица-усыпальница. Построена она была приблизительно в середине 19 века, имеет квадратную форму. Вход в каплицу обрамлен пилястрами с неоготическим декором и четырехлепестковыми розетками.  С парком каплица соединялась узкой еловой аллеей.

Южная въездная аллея вела в хозяйственный двор, а ныне это одна из деревенских улиц. Симметрично въезду располагались 2 пруда, соединенных между собой каналом, берег одного из прудов был обсажен дубом. 

Усадьба Богдановичей в д. Ободовцы

Схема панской усадьбы.

 

Возле правого пруда (если стоять лицом ко двору) располагались конюшня и здание пограничной заставы.  Сам хозяйственный двор имел прямоугольную форму, по периметру и вдоль него располагались многочисленные хозяйственные и промышленные здания. Разместился здесь винокуренный завод, гараж, коровники, молочная, кузня. В 1938 году был построен домик огородника, в подвалах которого располагался и зимний сад. Глинобитный второй этаж молочной, служил жильем.  Сыры, произведенные здесь, поставлялись на продажу, в том числе и в Варшаву.

Здания выстроены из бутового камня и кирпича в эклетичном стиле. Так, стены винокуренного завода сложены из тесаных с одной стороны камней. Проемы окон и дверей, а также углы зданий выложены красным кирпичом. Структура здания выполнена в типичном стиле для таких объектов. Повышенный двухэтажный аппаратный зал, более низкий объем и невысокая пристройка. Перекрытия плоские, на металлических балках.                

Выращивались в поместье и пушные звери с цесарками.

Так как эта территория до 1939 года принадлежала Польше, многие жители деревни еще работали при пане Богдановиче. Конечно, время неумолимо, и свидетелей того времени остается все меньше, но истории про шляхту передаются из поколения в поколение.

По воспоминаниям бабушек и дедушек, Богданович был справедливый и добрый хозяин. Все его хозяйство содержалось в образцовом порядке и чистоте. Пан очень любил детей, и никогда не выходил из дома без горсти конфет, которые раздавал местной детворе. Некоторые сорванцы ухитрялись по несколько раз здороваться с паном, чтобы получить угощение. На что Богданович только ухмылялся.

Была в семье пана и большая трагедия. Его юная дочь тяжело заболела. По рассказам, очень любила она ездить верхом. И вот в одной из своих прогулок, летним днем, разгоряченная после езды, искупалась она в прохладной речке, после чего и заболела тяжело, по рассказам – туберкулезом. И надо было возить ее на лечение в Вилейку к тамошнему доктору. А дороги в те времена были никудышние. Вот и развернул пан строительство мощеной дороги, чтобы в любую погоду к доктору попасть можно было. Однако не помог дочке панской тот доктор, и через некоторое время она скончалась. А дорога осталась, и долгое время была основной транспортной артерией, связывающей Вилейку с восточными частями уезда.  Еще до недавнего времени в д. Рабунь сохранялся участок панского брука, но сегодня он покрыт асфальтом.

Похоронили панскую дочь в белом платье. По обычаю, незамужних девушек хоронят в платье невесты. И одели ей родители на шею крестик золотой. А через некоторое время двое местных жителей потревожили юную паненку, из жадности к панскому золоту. Только не принесло им то золото счастья. Один из воров скоропостижно скончался от болезни, а второй всю свою жизнь от чахотки мучался. Так отомстила паненка за то, что потревожили ее покой. 


emily 22.10.2015 11:15

Ободовцы в Советские времена.

Ободовцы в Советские времена.

С приходом Советской власти многое изменилось в Ободовцах. Усадебный дом сгорел. Каплица была полностью разграблена, а останки панской семьи разбросаны по парку. Еще в 60-е годы здесь валялись панские кости, местные мальчишки пугали девчонок то ногой в сапоге, то черепом с усами. В самом же здании каплицы расположился склад ядохимикатов.

Некоторые панские помещения использовались по назначению, к примеру, молочная, ток, коровник использовался как конюшня.  Здание, где ранее размещались пограничники, приспособили под жилое помещение, и до 90-х годов здесь жили люди.

 В домике огородника также проживала семья, а подвал использовался для выращивания овощей местным колхозом. В помещение ведет отдельный вход с улицы, в подвале было всегда тепло и сыро, горели огромные лампы дневного освещения, под светом которых росли огурцы и помидоры.

В парке были построены здания колхозной столовой, конторы и клуба. Партер и дорожки были сохранены. В доме, где ранее жила панская прислуга, проживали и проживают до сих пор местные жители. К винокуренному заводу сельчане сделали пристройки с одной стороны и использовали их по своим хозяйственным нуждам.

Пруды постепенно зарастали и засорялись сельчанами, некоторые не брезговали выбросить туда какой-нибудь мусор или утопить котят. 


emily 22.10.2015 11:26

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

После развала союза, в 90-е годы колхозное хозяйство постепенно приходило в запустение, и участь панских построек оказалась незавидной. Здание завода понемногу разбиралось на кирпичи. Еще несколько лет назад на фасаде висела дубовая доска с надписью «Ободовский № 16 винокуренный завод», ныне она бесследно исчезла. Ходили слухи, что в начале 2000-х кто-то выкупил здание завода и хотел разобрать его на камни, думая, что камни в стене тесаны со всех сторон. Дернули одну стену, разочаровались и бросили это дело. Так это было или нет, а только одна из стен завода частично разрушена. Долгие годы внутри здания завода висела металлическая емкость для вина в форме конуса, только пару лет назад ее сняли. Дальнейшая судьба неизвестна, может в музей какой отвезли, а может сдали на металл.

Здание пограничной заставы, где проживали люди, постепенно приходило в запустение. Кто-то из жителей обрел новый дом, а кто-то доживал здесь свой век. После того, как последний житель покинул эти стены, здание стояло заброшенным. Со временем выбили стекла, стал проваливаться пол, внутренняя отделка пришла в негодность, провисал потолок. Первый этаж в здании занимали комнаты, располагавшиеся по обеим сторонам коридора. Вход в здание был сквозной с обоих торцов здания. Посередине здания по длинной стене располагался еще один вход, выводивший на лестницу, ведущую на второй этаж. Там располагалось два просторных зала, каждый на половину здания, из зала, выходящего на поле, открывался шикарный вид. Стены здания и фронтоны были выстроены из кирпича, его стали разбирать сельчане. А позже, колхоз принял решение разрушить здание. Привезли трактор, а когда дернули фронтон со стороны деревенской улицы, тот, при падении, зацепил провода и на некоторое время обесточил село.

Конюшня (бывший коровник) некоторое время функционировала, но поголовье лошадей в деревне сокращалось и вскоре сошло на нет. После этого помещение было полностью разрушено.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Все, что осталось от коровника (конюшни), это фундамент. На заднем плане видны еще остатки дубовых насаждений. Фото 2015 года.

Пруды заросли полностью и найти их сейчас можно только по зарослям рогоза.

Молочная оказалась ненужной и постепенно разрушается.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Здание молочной, 2015 год

Бывший дом для панской прислуги обитаем, в нем по сей день живут люди. Именно благодаря этому здание поддерживается в хорошем состоянии.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Дом прислуги, 2015 год.

Дом огородника также жилой, но функционирует ли подземная теплица сегодня - неизвестно.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Домик огородника, 2015 год. Сбоку виден вход в подвал-теплицу.

Больше всего повезло каплице-усыпальнице. Нашелся неравнодушный человек, который привел ее в порядок, отремонтировал и сегодня каплица является действующей, в ней действует воскресная школа для местных ребят.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Каплица, 2015 год.

Ободовцы в постсоветский период и в наши дни.

Парк очень сильно зарос, некоторые деревья уже отжили свой век, но если хорошо присмотреться, то еще возможно увидеть кое-где следы аллей, по которым некогда прогуливалась шляхта.

Как знать, может еще не все наследие утеряно, быть может и сюда придет инвестор, как в Сулу, и вдохнет в имение новую жизнь.


emily 22.10.2015 12:24

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча