Внутри собора Успения Пресвятой Богоматери Малоярославца
У собора Успения Пресвятой Богоматери Малоярославца практически полностью сохраненное внутреннее убранство, таким оно и было в начале XX века. Его строгость и одновременно величие неизменно производят впечатление на посетителя, впервые ступившего за порог этого великолепного храма. Внутреннюю отделку Успенского собора в свое время специально разрабатывал архитектор Аркадий Аркадьевич Меньшов.
Пространство внутри собора расчетливо украшено столбами и лопатками под-пружных арок, поддерживающих свод и купола. Оконные проемы также имеют форму арок; они большие, длинные и, как правило, закрыты изящными решетками, сработанными из кованого металла.
Окна - важнейшая деталь внутреннего интерьера этого храма в отличие, к примеру, от Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, где узкие и щелевидные оконные проемы порождают внутри даже днем таинственный сумрак, соответствующий строгости и лаконизму монастырской архитектуры.
В Успенском же соборе Малоярославца всегда светло и празднично от потоков солнечных лучей, заливающих его внутреннее пространство. Однако свет внутри православного храма исходит не только из окон. Иконы и фрески наших церквей и соборов - суть источника сияния духовного и потому неизменно притягивают к себе взоры всех посетителей и прихожан. В соборе Успения Пресвятой Богородицы они также создают особое, молитвенное и благоговейное состояние у богомольца, видящего изображения святых и сюжеты Священного Писания, куда бы он ни обратил взор.
Стены, колонны, внутренние арки здесь расписаны множеством красочных фресок на библейские сюжеты, причем частично сохранились и фрески старые, времен постройки храма. По возвращении храма в лоно церкви реставраторы, мастера-специалисты по древнерусской живописи сумели восстановить большую часть поврежденных фресок в их первозданном виде.
Гордостью собора всегда оставался уникальный дубовый иконостас ручной работы - высокий, изящный, богатый. Его создателем был Петр Алексеевич Сизов, знаменитый московский столяр и позолотчик, мастер по иконостасам, хозяин известной «Позолотной и столярной фирмы Петра Алексеевича Сизова» в Замоскворечье.
В мастерской известного палехского иконописца Сафонова он изготовил иконостас для малоярославецкого храма-памятника в старинной стилистике XVII века. Его мастерство было отмечено по достоинству: на самой представительной и престижной в стране Всероссийской Нижегородской выставке это уникальное творение Сизова получило золотую медаль.
Отметим также, что Петр Сизов вместе с женой изготовили кресты для куполов Успенского собора и пожертвовали деньги, необходимые для их позолоты.
Еще в период постройки храма для него тщательно подбирались иконы и писались по специальным заказам новые самыми авторитетными российскими иконописцами начала XX века. Одним из них был известный палехский художник-иконописец Сафонов.
Жители и власти Малоярославца мечтали, чтобы в их Успенском соборе был один из лучших иконостасов России. По счастью, не остались в стороне и меценаты. По некоторым сведениям, почти 30 тысяч рублей, в которые была оценена эта важнейшая часть храма, пожертвовали городу боевой славы 1812 года московские купцы И. Е. и А. И. Федотовы. К сожалению, в советские времена уникальный сизовский иконостас был вывезен из Успенского собора. Также немалая часть внутреннего оформления храма была утрачена, и впоследствии все пришлось восстанавливать.
Сегодня Успенский собор красив как в любое время года, так и любое время суток. Его здание оборудовано красивой подсветкой, и если днем он сверкает словно град небесный, то по ночам собор будто расцветает во тьме, радуя глаз, сердце и душу человека.