Антонио Гауди
Содержание:
Один комментатор в передаче «Города XXI века» замечательно высказался о Барселоне: я не знаю, что это – город или мечта. То обстоятельство, что здесь пересеклось четырёхтысячное прошлое с самым современным модернизмом, не является случайностью. Также, как и не случайно родился Антонио Гауди, самый вызывающий скульптор и архитектор наших времён, именно здесь, в городе Реус, в 1852 году.
Он мечтал со времён юношества. Он хотел превратить мечту в реальность. Антонио Гауди происходил из семьи потомственного котельщика и его с детства привлекали округлые, арочные формы котлов, которые он видел в мастерской своего отца. Будучи из простой семьи, он подрабатывал подмастерьем у других архитекторов, чтобы иметь возможность оплачивать своё обучение. Это позволило ему приобрести опыт и полезные связи. Он получал лицензию в Барселоне, в 1878 году и почти полностью развил здесь своё профессиональное творчество.
Антонио Гауди, как никакой иной скульптор, причастен к появлению у Барселоны своего лица. Другие города могут иметь примечательный исторический замок. Либо храм. А то и серию оных. Барселона же имеет своё уникальное лицо, свой неповторимый архитектурный стиль. Ещё подмастерьем Антонио Гауди участвовал в создании скульптурного комплекса парка Сьютадэлья, помогал проводить реконструкции в монастыре Монтсеррат и превосходно проявил себя с художественной стороны при росписи главного собора Барселоны. С началом же независимой творческой деятельности он в полной мере определил поэтические параметры своего архитектурного искусства.
Прогуливаясь по центральному бульвару Барселоны, paseo de Gracia, легко проникаетесь гаудиевским духом, которым пропитано всё вокруг; которым дышат фонари в кованой железной инкрустации, мозаичные скамейки округлых форм и, безусловно, здания. Дома Батльо (La casa Batllo) и Мила (более известный как La Pedrera) были сооружены следом один за другим – в 1904-1906 и 1906-1910 годах соответственно – и явились кульминационными произведениями подобного рода.
В настоящее время они превращены в музеи.В них архитектура была преображена в скульптуру, декорация в преобладающий элемент, а фантазия шагнула к удивительному иррационализму. Наряду с ними в тот же период (с 1900 по 1914 год) создавался фантастический парк. Выше ронды Гин ардо, направо от проспекта Валькарка (в сторону от площади Лессэпс) находится это творение. Парк Гуель изначально был задуман как зона отдыха для людей среднего класса. Ранее он находился вне Барселоны, однако оттуда, как, впрочем, и по сей день, открывались волшебные виды на город. Там Гауди воплотил абсолютно новый дух, сравнимый по своему происхождению с модернизмом, но тем не менее, окончательно разрушивший какой бы то ни было стиль прошлого, вкладывая свои фантазии, присущие ему методы и приёмы, устанавливая союз с природой посредством спонтанного обустройства (продолжительные змеевидные скамейки, толстые наклонные колонны, подобные окаменелым деревьям, разница уровней, используемая для создания ёмкости с накапливающейся в ней дождевой водой, и т. д.). Правда, труды над главным произведением его жизни ещё ожидали гения архитектуры.
Когда Гауди в свои 58 лет закончил дом Мила (La Pedrera), он решил не принимать больше заказов и посвятить всю оставшуюся жизнь искупительному храму. La Sagrada Familia (Святое Братство) приспособлен к богослужению и состоит из специальных символических элементов: три фасада, Рождество, Страдание Христово и Рай, направленные на восход, заход и полдень; три входных двери, Вера, Надежда и Человеколюбие (Милосердие); четыре башни на каждом из трёх фасадов, символизирующие двенадцать апостолов; башня над апсидой, 140 метров высоты, посвящённая Деве Марии; Башня над куполом, высотой 170 метров, посвящённая Иисусу Христу, окружённая четырьмя башнями меньшей высоты. С этими элементами было проектировано большое количество естественных органических обоснований, которые возникали, всплывали и выкарабкивались из материи.
Из этого величественного проекта Антонио Гауди смог увидеть законченной довольно небольшую часть. Он был человеком взыскательным с тяжёлым непритязательным характером и очень небрежным в одеянии (иногда его принимали за нищего). Последние годы своей жизни он практически провёл в мастерской храма, где даже оставался на ночлег в плохую погоду. Его бескорыстный талант и самоотдача храму привели к тому, что он отказывался от жалованья и в моменты недостатка подаяний вынужден был лично посещать возможных вкладчиков для того, чтобы с помощью их пожертвований могли продолжаться строительные работы. Десятого июня, 1926 года он умер в госпитале De la Santa Cruz после того, как был сбит трамваем несколько дней ранее. По решению строительного собрания тело Антонио Гауди было погребено в склепе храма Святое Братство (La Sagrada Familia), его излюбленного произведения.
Дело великого гения не умерло. Оно продолжается, овеянное его светочем. И сейчас, гуляя вдоль удивительных кварталов этого сказочного города, вы невольно вдыхаете самобытную живую красоту. Красоту души, воплощённую в камне. И за ним, за чудом оживлённым камнем, проглядываются лица бессмертного множества замечательных, прекрасных людей… лицо Барселоны.
Антонио Гауди архитектура
Своенравный гений Антонио Гауди «Я изжил все свои недостатки, но так и не смог исправить мой скверный характер» Антонио Гауди Есть люди, горящие желанием стать архитекторами. Есть те, которым удается стать архитекторами. Есть наконец те немногие, что рождены архитекторами. Антонио Гауди – один из этих немногих. Хотя в молодости необычайно скромно оценивал свои способн . . .