Карта дворцового комплекса Топкапи

На иллюстрации: Официальная карта дворцового комплекса Топкапи.
Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.
На схеме цифрами 1,9,19,28 обозначены соответственно первый, второй, третий и четвертый дворы. Эти дворы от первого к четвертому были последовательно все менее публичными.
Если на первом дворе размещалась прислуга и янычары, то на втором проходили официальные церемонии.
На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры.
Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапи, дворы также разделялись стенами с воротами.
Цифрами 2,8,18 обозначены соответственно Имперские ворота, Ворота приветствия и Ворота счастья.
На схеме обозначены различные постройки дворцового комплекса.
Цифрой 3 обозначена бывшая Церковь Св. Ирины;
5 — Археологический музей;
12 — Здание Дивана,
13 — башня Правосудия,
14 — вход в гарем,
15 — комплекс гарема;
17 — кухни;
20 — зал аудиенций — Арз Одаси;
31 — Багдадский павильон.
Дворец Топканы - четыре двора и гарем
Первый двор Топкапи - это, общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он расположен уже изнутри за главными воротами.
В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и автостоянка.
И здесь же уцелел, и существовал все османские времена, единственный осколок Византии — церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть.
Церковь Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами, а при поздних османах музеем (сначала с XIX века античным, потом — военным). С 1950 года это концертно-выставочный зал.
В ранний период существования Византии, до освящения храма Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.
По соседству с бывшей церковью Святой Ирины расположились два интереснейших музея — Археологический и Музей Древнего Востока.
В Археологическом музеи выставлен неизвестный саркофаг, в котором якобы был погребен Александр Македонский. Могила Александра Македонского, как известно, не обнаружена, при находке этого саркофага местным крестьянином в 1887 году в Ливане, он был пуст. Однако на саркофаге, известном как Сидонский саркофаг, содержатся изображения плакальщиц и сцены жизни Александра Македонского: охота Александра в Ливане, и его сражение с персидским царем Дарием. Изображения позволили приписать Сидонский саркофаг захоронению Александра Македонского.
Рядом с Археологическим музеем находится т.н. «Изразцовый киоск» — дворец, где во времена первых османских султанов размещался гарем — специально за пределами собственно Топкапи, а в наше время расположилась выставка изразцов, фарфора и керамики (являющаяся частью Археологического музея).
Второй двор дворца, отделенный от первого стеной и массивными воротами с двумя башнями — «Воротами приветствия» — «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям.
«Bab-us Selam» были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом на коне, все другие лица, посещающие Топкапи, спешивались.
От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот — «Воротам счастья», четвертая — к дивану, пятая — к гарему, шестая — конюшням султана.
В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек.
Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана. А в тени «Ворот счастья» — «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий.
Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.
И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением — целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза — султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы.
В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок — это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.
В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапи коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине — после пекинской и дрезденской — из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10 700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.
Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме».
Во втором дворе располагается вход и в султанский гарем. На стене у входа как в обычном учреждении весит лаконичная прямоугольная вывеска с одним словом крупным шрифтом — «Harem» (Происходит от арабского «харам» — «запрещенный»). Турки называют гарем «darussade» — «дом счастья».
Гарем включал покои султана «Селямлык» (мужская половина), и его приемные. Все это занимало 300 комнат.
Также в гареме располагались покои матери султана — «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи лучше защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее).
Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя — «шейх-уль ислам».
Рабыни — «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда они назывались — «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана — «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki».
Двумя малоизвестными фактами о гаремной жизни является то, что на позднем этапе существования Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в надежде на их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем, когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество.