Корабль-прачечная Бато-Лавуар

Корабль-прачечная Бато-Лавуар

Бато-Лавуар (Bateau-Lavoir) – «корабль-прачечная». Так называли общежитие в районеМонмартр, на углу Place Émile-Goudeau и Rue Ravignan. До конца XIX века в этом доме была рояльная фабрика, а потом хозяин решил сдавать здание бедным художникам под мастерские.

Здание называли «прачечной» – внешне оно напоминало одну из плавучих барж-прачечных, какие стояли тогда вдоль Сены, да и выстиранное бельё здесь сушилось прямо на окнах. C одной стороны строение было пятиэтажным, а с другой стороны у него был только один этаж.

Здание Бато-Лавуар в начале ХХ века

В Бато-Лавуар жили скудно. Туалет, как и водопроводный кран, был один на всех. В здании не было ни газа, ни электричества; пол прогнил, лестницы шатались. Узкие комнатушки помещались вдоль длинных коридоров, отапливались они «буржуйками». Иногда у жильцов не хватало денег на уголь и хлеб – тогда они шли в кабаре «Проворный кролик», где их кормили бесплатным супом.

В разные годы здесь жили Ван Донген и Мари Лорансен, Хуан Грис и Модильяни, Грис, Реверди иПикассо. Последний приехал сюда в 1904 году со своим псом Фрика. (Позже вместе с Пикассо в общежитии поселилась возлюбленная – Фернанда Оливье.)

В 1904 году Пикассо именно здесь создал офорт «Скудная трапеза»; в 1907 г. написал «Авиньонских девиц». По ночам он любил устраивать кутежи. Возвращаясь под утро, он вовсю палил из пистолета, нарушая покой окрестных жителей. В 1909 году Пикассо вместе с Фернандой съехали из «прачечной» в дом на бульваре Клиши.

Общежитие слыло в богемных кругах чем-то вроде «элитного» клуба. Сюда приходили Жорж Брак иАнри Матисс, Жан Кокто и Апполинер. Иногда они здесь развлекались и выпивали, но чаще – много и плодотворно работали.

Фасад Бато-Лавуар, выходивший на площадь Эмиля-Гудо

После I мировой войны «богемным» кварталом столицы стал Монпарнас. С 1914 года многие обитатели «прачечной» перебрались в другие районы. В 1965 году Бато-Лавуар был признан историческим памятником, но через пять лет его почти полностью уничтожил пожар. Сохранился только фасад, выходивший на площадь Эмиля-Гудо.

В 1978 г. Бато-Лавуар вновь отстроили из бетона. При входе установили памятную витрину, а внутри здания снова разместились мастерские художников.

Бато-Лавуар (Bateau-Lavoir)

Саша Митрахович 04.03.2016 21:36
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Корабль Лавуар

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча