Почаевская лавра

Волынь — одна из древнейших христианских земель Руси. Многие считают, что вслед за первопрестольным Киевом и его собратом Новгородом именно на Волыни проросли первые семена православия, брошенные святым Владимиром Крестителем. Со временем самым известным и почитаемым монастырем этой земли стала Почаевская Лавра, а Почаевская икона Божией Матери — особо чтимой святыней Волыни. Наверное, здесь нет ни одного храма, в котором не было бы списка этого образа.
Рождение Почаевской Лавры
Почаевский монастырь, получивший впоследствии высокое звание Лавры, возник примерно в середине XIII века. Это самый большой и очень известный монастырь Украины. По преданию, ибо никаких письменных источников до настоящего времени не дошло, где-то около 1240 года на Почаевской горе появляются, спасаясь от монгольского нашествия, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, можно лишь предполагать, что среди этих монахов были и подвижники Киево-Печерской лавры, о деятельности которых накануне нашествия сохранились некоторые сведения. Тогда же, в годину грозных испытаний, произошло на Почаевской горе самое важное в ее истории событие — явление Пресвятой Богородицы.
В те трагические дни, когда пала и была разорена мать городов русских — Киев, когда всю Русь заволокли дымы пожарищ, а русские поля топтали копыта юрких степняцких лошадей, многотысячный вопль, вопиющий о спасении, поднялся к небу. Православные вознесли свои молитвы Матери Божией, испрашивая ее небесного заступничества и покровительства. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер. Молились они в надежде, что Почаевскую гору не обойдет благодать горы Афонской и холмов Киевских, что станет Пречистая Дева защитницей монахам и всем тем, кто прибегает к Ней с надеждой и горячим упованием. Горячие слова эти были услышаны.
Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе
Однажды ночью, после богослужения, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами соседнего села вышли из пещеры и увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в огненном столпе. Подобно Неопалимой Купине, горевшей, но не сгоравшей во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил символом Богоматери, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в правой руке — скипетр. Явив Себя людям в славе и могуществе, Она поднялась от земли на небо, оставив на скале след своей правой стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних — Иван Босой), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будут страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся. С тех пор особо чтут в Почаеве Пресвятую Деву, а культ Почаевского образа Божией Матери распространился во многие города и веси далеко за пределы Волыни.